Описание опыта педагогической деятельности

Терешко Анна Васильевна, учитель биологии

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАОБРАЗОВНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ (9-11 КЛАССОВ) КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ»

Информационный блок

1.1.Название темы опыта

«Использование медиаобразования на уроках биологии (9-11 классов)  как средство повышения  качества знаний учащихся»

1.2. Актуальность опыта

В современном мире поток информации непрерывно циркулирует по всей планете. Проблема информационного воздействия на формирующуюся личность и защита здоровья подрастающего поколения в настоящее время существует и ощущается достаточно остро. На первое место среди источников информации об окружающем мире выходят пресса, телевидение, радио, глобальные компьютерные сети, т.е. все то, что принято называть средствами массовой информации и коммуникации. В последнее время СМИ все активнее пытаются брать на себя обучающие, просветительские функции. Ученик, знакомясь с различными интерпретациями одного и того же факта, которые ему дают учителя и СМИ (как правило, телевидение или Интернет), отдает предпочтение версии СМИ,  так как она представлена более авторитетно, эффектно, интересно  и при этом никто не заставляет ничего заучивать. Всё это оказывает сильное воздействие на формирование мировоззрения. Игнорировать эту ситуацию крайне недальновидно.

Если школьнику, например, средствами кино или телевидения предоставлена информация об эволюции или функционировании организмов, об экологических  катаклизмах или последних научных открытиях,  то  эта информация становится составной частью формируемых в области биологии знаний этого учащегося. Но при этом очевидно и то, что школьник не должен воспринимать всякую получаемую информацию как истину в последней инстанции. И не секрет, что подрастающее поколение, впитывающее как губка, всё новое и современное, больше всего подвержено этому влиянию.Жаль только, что информация, поступающая в сознание подростков, не всегда бывает полезной и нужной.

Медиаграмотность – это не очередная мода, а один из самых необходимых навыков выживания в информационном мире.  Медиаобразование – это процесс обучения, а медиаграмотность – результат соответствующей образовательной деятельности. (Приложение 1)

Школа дает ребенку не просто набор статичных знаний, а учит ориентироваться в информационных потоках, что позволяет выпускнику определиться в профессиональном и социальном плане.

1.3. Цель опыта:

Повышение качества знаний учащихсяна уроках биологии в 9-11 классах через использование различных приемов и методов медиаобразования.

1.4. Задачи опыта

  1. Проанализировать программу по учебному предмету «Биология» (9-11класс) на возможность использования медиаобразовательного компонента.
  2. Апробировать на различных этапах урока биологии приемы и методы медиаобразования.
  3. Определить результативность использования медиаобразования на качество знаний учащихся.

1.5. Длительность работы над опытом

На протяжении 3 лет, строю обучение школьников на уроках биологии, используя приемы и методы медиаобразования, что позволяет учащимся повысить медиаграмотность и применить знания и умения в процессе своей жизнедеятельности.

2.1. Ведущая идея опыта

До сих пор основным средством обучения школьников была книга. Сегодня каждый современный человек живет в медиатизированном пространстве.  Он должен быть готов ориентироваться  в нем, находить необходимую информацию, полноценно воспринимать и оценивать медиатексты. Медиаобразование и медиакультура помогает использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета на благо нового поколения. Как видно из требований государственного стандарта, предмет биологии достаточно сложен и нагляден, требует демонстрации процессов, систем и закономерностей, что усложняет преподавание. Медиаобразование обогащает урок новыми возможностями, которые позволяют  сделать образовательный процесс более динамичным и продуктивным. При интеграции медиаобразования в биологию  находим как можно больше точек соприкосновения биологии как учебного предмета и «внешних» информационных потоков, обеспечивая их пересекаемость, а затем ставим и решаем те  задачи, которые позволяет учебный материал.

свернуть

Грузинская Валентина Григорьевна, учитель белорусского языка и литературы

Апісанне вопыту педагагічнай дзейнасці

“Інтэрактыўныя метады як сродак актывізацыі ўнутранай матывацыі вучняў на ўроках беларускай мовы”

1.Інфармацыйны блок

1.1.  Назва тэмы вопыту

Інтэрактыўныя метады  як сродак актывізацыі ўнутранай матывацыі вучняў на ўроках беларускай мовы

1.2.  Актуальнасць вопыту

Сёння адукацыйны працэс вырашае два важныя пытанні: чаму вучыць і як вучыць. Чаму вучыць – гэта пытанне зместу адукацыі. Змест вызначаны ў адукацыйным стандарце, патрабаваннях да ведаў і ўменняў, замацаваны ў Кодэксе Рэспублікі Беларусь аб адукацыі, акрэслены дакументальна. З гэтым пытаннем настаўніку ўсё зразумела. А вось як вучыць – гэта праблема больш складаная, яна датычыць метадаў і адукацыйных тэхналогій, галоўная задача якіх –не толькі даваць веды, але і развіваць асобу вучня. “Развіццё ніколі не можа быць дасягнута шляхам прымусу, яно мае месца толькі тады, калі чалавек сам цягнецца да ведаў, да творчасці”[1, с.3].

На жаль, прыходзіцца канстатаваць, што “матывацыйнае поле” ў школьнікаў развіта слаба, а адзнака выступае як галоўны стымул і асноўны вынік вучобы. Такім чынам, у вучэбна-выхаваўчым працэсе сапраўды існуе праблема ўнутранай матывацыі да вучобы. Яна можа вырашацца шляхам выкарыстання асобасна арыентаваных метадаў навучання. Прыкладам такіх метадаў з’яўляюцца інтэрактыўныя. Менавіта інтэрактыўныя метады падтрымліваюць цікавасць сучасных падлеткаў да навучання. Пры выкарыстанні гэтых метадаў адбываецца “інтэрактыўнае педагагічнае ўзаемадзеянне, якое ўзмацняе мэтанакіраваную дзейнасць педагога і вучняў паміж сабой з мэтай актывізацыі ўнутранай матывацыі вучняў на розных этапах урока ”. [2,c.167]

Актуальнасць прадстаўленага мной вопыту абумоўлена педагагічнай  значымасцю інтэрактыўных метадаў навучання, а таксама неабходнасцю ўсебаковага вывучэння і прымянення іх на ўроках беларускай мовы  з мэтай актывізацыі ўнутранай матывацыі вучняў і павышэння якасці ведаў.

Адсюль паўстае пытанне: якія, больш эфектыўныя, педагагічныя метады больш мэтазгодна выкарыстоўваць на ўроках мовы, каб садзейнічаць фарміраванню ў школьнікаў унутранай матывацыі да гэтага прадмета? На гэтае пытанне я і паспрабую для сябе адказаць.

1.3. Мэта вопыту:  увядзенне  ў практыку навучання  беларускай мове  і мэтазгоднае выкарыстанне інтэрактыўных метадаў для фарміравання ў вучняў устойлівай унутранай матывацыі

1.4.  Задачы вопыту:

-прааналізаваць літаратуру, метадычныя дапаможнікі, рэкамендацыі і артыкулы па тэме вопыту;

-ахарактарызаваць сістэму інтэрактыўных метадаў і апісаць некаторыя канкрэтныя групы,  прыдатныя для работы з вучнямі  на розных этапах урока;

-распрацаваць сістэму  прымянення дадзеных метадаў на ўроках для павышэння ўзроўню падрыхтоўкі вучняў да выніковай атэстацыі і цэнтралізаванага тэсціравання;

-вызначыць эфектыўнасць выкарыстання выбраных інтэрактыўных метадаў навучання і выявіць перспектывы развіцця вопыту.

1.5. Працягласць працы над вопытам

 У педагагічнай практыцы інтэрактыўныя метады навучання вядомы даўно, але асабліва актуальным іх выкарыстанне ў працэсе навучання стала ў апошнія гады.

Працягласць работы  над вопытам—тры гады. Ідэя выкарыстання інтэрактыўных метадаў  з’явілася тры гады назад пасля актыўнага знаёмства з перадавым педагагічным вопытам па дадзенай тэме ( у прыватнасці, працы С.С.Кашлева “Інтэрактыўныя метады навучання”), наведання аўтарскіх курсаў кандыдата філалагічных навук С.Р.Рачэўскага ў Брэсцкім ІРА.

свернуть

Васильева Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы

1.1.  Название темы опыта

Интерактивные методы  на уроках русского языка как средство развития коммуникативных умений учащихся

1.2.  Актуальность опыта

В современном информационном обществе необходимо непрерывно осваивать постоянно появляющиеся знания и умения. Помимо развития информационных умений , важно уметь строить конструктивные отношения с самыми разными категориями людей, мотивировать других и позитивно относиться к себе.Каждый день средства массовой информации предлагают нам множество интерактивных ток-шоу, а самым ярким примером интерактивной популярности является Интернет. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в школе так и не приобретают важнейших навыков общения. Для многих учеников всё труднее становится взаимодействовать со сверстниками, в особенности внимательно слушать других. Ученики не умеют работать в команде, презентовать результаты своей работы, формулировать вопросы, планировать свою деятельность, вести диалог, полилог, участвовать в дискуссии, работать с информацией. Эти умения очень важны для выпускника, чтобы успешно реализовать себя в обществе, состояться в профессиональной сфере.

В своей педагогической практике мне приходилось сталкиваться с тем, что многие школьники считают учебный предмет “русский язык” трудным, а порой и скучным для изучения, хотя для многих неоспоримым является тот факт, что умение красиво говорить и грамотно писать  – это навыки, которые необходимы в соременном мире для успешной самореализации. Встаёт проблема, каким же образом организовать обучение так, чтобы развить интерес к такому “скучному” предмету. Для того, чтобы сформировать у учащихся познавательный интерес и способствовать развитию коммуникативных умений,считаю необходимым целесообразно использовать методы интерактивного обучения на уроках руского языка. Пользуюсь тестом для выявления интереса к предмету (Приложение 1). По результатам данной диагностики наблюдается стабильная динамика мотивации к изучению русского языка. Это стимулировало меня на дальнейшее укоренение в учебном процессе интерактивных методов.

Актуальность представленного мной опыта обусловлена педагогической значимостью интерактивных методов обучения, а также необходимостью всестороннего изучения и применения их  на уроках русского языка.

1.3. Цель опыта:  развитие коммуникативных умений учащихся посредством целесообразного использования  интерактивных методов обучения

1.4.  Задачи опыта:

- проанализировать литератру, методические пособия, рекомендации и статьи по теме опыта;

- отобрать, апробировать интерактивные методы ,которые способствуют поэтапному формированию коммуникативных умений на уроках русского языка;

- определить эффективность использования выбранных интерактивных методов обучения и выявить перспективы развития опыта.

1.5. Длительность работы над опытом

В педагогической практике интерактивные методы обучения известны давно, но особенно актуальным их использование в процессе обучения стало в последнее время.  

Протяжённость работы над опытом – три года. Идея использования интерактивнвх методов появилась три года назад после знакомства с передовым педагогическим опытом( в частности, работой С.Кашлева “ Интерактивные методы обучения”). Данная тема была выбрана мной в качестве темы по самообразованию  в период с 2014 по 2017 год.

свернуть

Веремчук Валентина Владимировна, учитель химии, биологии, географии

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ, ГЕОГРАФИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА»

Актуальность опыта

Сегодня особую актуальность приобретают принципы устойчивого развития общества и природы, которые начинаются с усвоения того, что в центре такого развития находится человек, имеющий неотъемлемое право на здоровую и плодотворную жизнь. Общество перейдет к способу взаимодействия с природой, когда усилия коллективного разума будут направлены на то, чтобы обеспечить безопасность человечества во всех отношениях.

Нацелившись на то, чтобы спасти весь мир, необходимо, чтобы у каждого человека был достаточный уровень экологической культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Наша базовая малокомплектная школа находится в сельской местности. т.е. в максимальном приближении к природе. И это, безусловно, перевес экологического воспитания, который обеспечивает его формы, методы, содержание, характер.

Основная роль в экологическом образовании отводится школе. В настоящее время в школе вопросы экологии изучаются в составе учебных предметов («Человек и мир», «География», «Биология», «Химия» и др.) и факультативных занятий.

Цель данного опыта

Создание условий для формирования экологической культуры учащихся с целью повышения качества знаний.

Задачи опыта

1. Сформировать экологическую культуру учащихся через:

· углубление экологических знаний;

· формирование экологических умений, природоохранного поведения;

· готовности к природоохранной деятельности.

2. Осуществить практико-ориентированную деятельность школьников на территории школы.

3. Привлечь учащихся к активному участию по сохранению окружающей среды, выработать активную жизненную позицию по основам экологии.

В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей, а это возможно лишь при условии реализации идеи непрерывного экологического образования и воспитания, которая может быть обеспечена созданием определённой системы.

Экологическое образование учеников строится на проблемах экологии, тесно связанных с учебным материалом, и посредством организации соответствующей внеурочной природоохранной работы.

С чего начать формирование экологической культуры учащихся?

Я начинаю с формирования экологических знаний на уроках и факультативных занятиях естественного цикла ( на протяжении 8 лет). Внеурочную деятельность направляю на формирование экологической компетентности учащихся, потому что развитие творческих способностей не всегда можно обеспечить в рамках классно-урочной организации образовательного процесса, да и результаты внеурочной деятельности всегда позитивные. Провожу традиционные учебные занятия, познавательные краеведческие экспедиции, организую научно-исследовательскую деятельность, оформление экологического уголка, вместе с детьми готовлю мультимедийные презентации, викторины, экологические сказки и т.д. Такая деятельность по формированию экологической культуры способствует удовлетворению потребностям и возможностям школьного возраста, а также позволяет изменить потребительское отношение к природе.

свернуть
Ещё в этом разделе