Насилие в любой форме проявления неприемлемо для общества. Где есть насилие в семье — нет семьи. Просим вас задуматься: а правильно ли живете вы?
Помните: мир без насилия начинается в вашем доме! Сделаем его безопасным вместе!
Насилие в любой форме проявления неприемлемо для общества. Где есть насилие в семье — нет семьи. Просим вас задуматься: а правильно ли живете вы?
Помните: мир без насилия начинается в вашем доме! Сделаем его безопасным вместе!
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь.
2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь.
3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
4. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье.
5. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь.
7. Уголовный кодекс Республики Беларусь.
8. Декрет Президента Республики Беларусь, 24 ноября 2006 г. № 18. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
9. Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г., № 153–З «Об оказании психологической помощи».
10. Закон Республики Беларусь, 19 ноября 1993 г., № 2570-XII «О правах ребенка».
11. Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 года «О социальном обслуживании» (в редакции от 13 июля 2012 г. № 427-З).
12. Закон Республики Беларусь, № 122-З от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».
13. Закон Республики Беларусь, 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1218 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг».
15. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 января 2013 г. № 5 «Об утверждении положений об учреждениях социального обслуживания».
16. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2013 г. № 11 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг государственными организациями, оказывающими социальные услуги» (вместе с «Инструкцией о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания»).
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» под насилием в семье понимаются умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.
Виды насилия |
Особенности внешнего вида, характер травм |
Особенности поведения |
Физическое насилие |
- множественные повреждения: синяки, ссадины, раны, на теле следы пальцев, ремня, ожоги, повреждения внутренних органов или костей, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах; - синдром сотрясения: кровоизлияния в глазное яблоко и под оболочки головного мозга без наружных признаков повреждений, потери сознания, рвоты, головные боли; - задержка физического развития (отставание в весе и росте); - признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).
|
от 0 до 6 месяцев: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы, редкая улыбка в возрасте 3-6 мес. от 6 месяцев до 1,5 лет: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, замкнутость, печаль, испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки. от 1,5 до 3 лет: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности. от 3 до 6 лет: примирение со случившемся, отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль, болезненное отношение к замечаниям и критике, чрезмерная уступчивость, псевдовзрослое поведение, негативизм, агрессивность, лживость, воровство, жестокость по отношению к животным, склонность к поджогам. младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти в школу или после школы домой. подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков. |
Сексуальное насилие |
- повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы, повреждения кожи груди или бедер; - расширение ануса; - следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях; - заболевания, передающиеся половым путем; - беременность; - повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей; - резкие изменения веса; - вагинальные кровотечения; - психосоматические расстройства. |
дошкольный возраст: ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (появление действий, характерных для детей младшего возраста), сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, беспричинные нервно-психические расстройства. младший школьный возраст: низкая успеваемость, замкнутость, стремление к уединению, изменение ролевого поведения (берет на себя роль родителя), ухудшение взаимодействия со сверстниками, сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой. подростковый возраст: депрессия, побеги из дома или институциональных учреждений, низкая самооценка, угрозы или попытки самоубийства, сексуализированное поведение, употребление алкоголя или наркотиков, проституция или беспорядочные половые связи, асоциальное и девиантное поведение. |
Психологическое насилие |
- задержка физического и умственного развития; - нервный тик; - энурез; - печальный вид; - соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология и т.д.).
|
- беспокойство или тревожность; - нарушение сна; - длительно сохраняющееся подавленное состояние; - агрессивность; - склонность к уединению; - чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение; - угрозы или попытки самоубийства; - неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников; - низкая успеваемость; - пониженная самооценка; - нарушение аппетита. |
Пренебрежение |
- утомленный, сонный вид, опухшие веки; - санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез; - низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте); - задержка роста или общее отставание в физическом развитии; - задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке; - частая заболеваемость вялотекущими хроническими инфекционными болезнями; - многократная госпитализация в отделения скорой помощи; - повторные повреждения от случайных травм или отравлений. |
- постоянные голод и/или жажда; - кража пищи; - стремление привлечь к себе внимание взрослых любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений; - подавленное настроение, апатия; - пассивность; - агрессивность и импульсивность; - делинквентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма; - неумение общаться с людьми, дружить; - неразборчивое дружелюбие; - регрессивное поведение; - мастурбация; - трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний; - низкая самооценка.
|
Различные формы насилия по отношению к детям, могут быть вызваны семейными проблемами (социальное неблагополучие семьи, наличие в них эмоциональных или связанных с состоянием здоровья сложностей), а также сочетанием специфических характерологических особенностей родителей и ребенка.
Любой вид жестокого обращения с детьми (чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам.
Что нужно знать, чтобы не стать жертвой насильника
Если вы не склонны к случайным знакомствам, предусмотрительны, ведете нормальный образ жизни, то ваша безопасность во многом гарантирована. Но в современном мире все предусмотреть невозможно.
Почему именно ДЕТИ часто становятся жертвами преступлений?
Потому что дети доверчивы и беспечны!
А преступник может подобрать нужный ключик к любому ребёнку. Поэтому, прежде чем что-то делать, вашему ребенку нужно хорошо обдумать свои действия.
ИЗБЕЖАТЬ НАСИЛИЯ МОЖНО
Для этого надо лишь правильно оценить ситуацию и принять правильное решение.
Ваши дети должны научиться доверять своим чувствам. Если вдруг у них появилось пусть даже маленькое сомнение в человеке, который находится рядом, или их что-то насторожило, то лучше отойти от него.
БУДЬ ВСЕГДА НАЧЕКУ!!!
Соблюдая правила безопасности, ваш ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.
"ГДЕ преступники поджидают своих жертв?"
И чтобы не стать жертвой преступления, дети и подростки должны знать, как вести себя с незнакомыми людьми на улице, во дворе, в транспорте.
Нельзя впускать в квартиру незнакомого человека!
Человек, подвергшийся домашнему террору впервые, в отчаянии – он не знает, куда идти и где искать защиту. Часто на руках маленький ребёнок или больные родственники, полная материальная зависимость от тирана и кажется, что ситуация безвыходная – даже уйти некуда. Для оказания социальной услуги временного приюта гражданам, пострадавшим от насилия в семье, в территориальных центрах социального обслуживания населения создается «кризисная» комната. «Кризисная» комната — специально оборудованное отдельное помещение, в котором созданы необходимые условия для безопасного проживания.
Режим работы «кризисной» комнаты — круглосуточный. Услуга оказывается гражданам старше 18 лет и семьям с детьми территориальным центром по месту обращения независимо от места регистрации (места жительства).
Во время пребывания граждан в «кризисной» комнате бытовые и прочие условия их жизнедеятельности определяются по принципу самообслуживания. При заселении семьи с детьми уход за детьми осуществляется родителем.
В период пребывания в «кризисной» комнате питание граждан при необходимости осуществляется из средств местного бюджета, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи, других источников, не запрещенных законодательством.
Срок пребывания в «кризисной» комнате граждан определяется в договоре и может быть продлен с учетом обстоятельств конкретной жизненной ситуации.
Для заключения договора оказания социальных услуг, граждане предоставляют письменное заявление и документ, удостоверяющий личность.
За оказанием данной услуги граждане обращаются в территориальный центр самостоятельно или по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, образования, внутренних дел, организаций здравоохранения, других государственных органов и организаций.
В случае экстренной необходимости в получении услуги временного приюта, и отсутствия у гражданина документа, удостоверяющего личность, услуги оказываются на основании письменного заявления с последующим предоставлением документа, удостоверяющего личность, в течение 3 рабочих дней с даты подачи заявления.
Услуга предоставляется бесплатно.
По состоянию на 1 января 2019 г. в области функционируют 18 «кризисных» комнат.
За консультацией и конкретными видами помощи (временный приют, юридической, психологической и др.). Вы можете обратиться в следующие территориальные центры социального обслуживания населения:
г. Брест
Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Бреста
224030, ул. Советская, 53 Тел. (8 0162) 21-66-47
Территориальный центр социального обслуживания населения Московского района г. Бреста
224013, ул. Халтурина, 8 Тел. (8 0162) 20-94-80, 21-40-83 круглосуточная «горячая линия» для пострадавших от домашнего насилия: (+375 29) 892-88-07
Брестский район
Территориальный центр социального обслуживания населения Брестского района
224016, г. Брест, ул. Карбышева, 11 Тел. (8 0162) 95-90-57
Если вы живете вместе с человеком, который применяет насилие:
— Постарайтесь не изолировать себя от своего социального окружения, поддерживайте тесные отношения со своими друзьями (подругами), родственниками, соседями и т.п.;
— Обратите внимание на то, в каких случаях ваш партнер проявляет насилие с тем, чтобы предупредить такие ситуации заранее и обезопасить себя и детей;
— Старайтесь хранить предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия (нож и т.п.) в закрытых либо труднодоступных местах;
— Выучите наизусть телефоны милиции, кризисных комнат, соседей и друзей, к которым можете обратиться, будучи в опасности;
— Храните необходимые номера телефонов и документы в легкодоступном месте на случай, если придется срочно покинуть дом;
— Всегда носите с собой мобильный телефон либо телефонную карту при его отсутствии;
— Обязательно храните в безопасном месте сумку с одеждой, лекарствами, несколькими любимыми игрушками детей и другими вещами, которые вам обязательно понадобятся в случае кризиса;
— Старайтесь всегда иметь при себе некую сумму денег на непредвиденный случай либо надежных людей (друзей, родственников), храните отложенные вами деньги у себя;
— Определитесь с местом, где может быть оказана помощь вашим детям. Это может быть кризисная комната, ваши друзья либо соседи; научите детей тому, что в первую очередь они должны думать о своей безопасности;
— Обсудите со своими детьми поведение в момент опасности, отработайте специальные слова, которые будут означать, что дети должны позвать кого-то на помощь либо покинуть квартиру (дом);
— Убедите своих детей, что насилие ни в каком случае не может быть оправданным, никогда не думайте, что вы либо ваши дети являются причиной насилия. Потренируйтесь с детьми, как быстро покинуть квартиру (дом);
— Спланируйте, как и на каком общественном транспорте вы доберетесь до места, где будете чувствовать себя в безопасности, либо всегда имейте при себе деньги на такси;
— Во время назревания конфликта избегайте мест в доме, где есть предметы, которые можно использовать в качестве оружия (кухни, например), и одновременно будьте близки к выходу из квартиры (дома).
— В ситуации, если к вам применят насилие, покиньте квартиру.
Памятка для родителей.
Что такое семья? Это союз любящих людей, которые осознанно решили жить вместе, двигаться вместе в будущее, растить детей и делить радости и невзгоды.Но иногда и между любящими людьми случаются непонимания или конфликты.
Когда два разных человека объединяются в одну семью, они уже порождают конфликтную ситуацию. До брака каждый имел свой жизненный опыт, свои взгляды, собственные привычки. Когда длится период ухаживания, влюбленные на время забывают обо всем, в том числе и о собственных привычках и предпочтениях. Но когда начинается совместная жизнь, праздник любви уступает место серым будням. И вот здесь попытка объединить свои разные жизненные установки в одно целое приводит к первым столкновениям. И только разумное понимание происходящего позволит супругам найти рациональные способы разрешения конфликтов в семье.
Конфликт - это не всегда плохо. Если хорошо смоделировать конфликтную ситуацию, то можно даже и выиграть от этого! Ведь не стоит забывать, что конфликт всегда несет с собой изменения и позволяет людям извлекать уроки и совершенствоваться. Конфликт стимулирует любопытство и воображение, он избавляет нас от монотонности жизни. Когда конфликт погашен, могут установиться более тесные отношения.
С другой стороны, конфликт может нанести вред отношениям, он отбирает время, энергию и даже деньги. Затяжной конфликт непременно отразиться на психическом и умственном здоровье.
Как поддержать стабильность и благополучие в семье?
Слушайте друг друга, давайте понять, что вас интересует содержание разговора, и вы понимаете партнера. Способность слышать другого является более ценной способностью, нежели умение говорить.
Стремитесь узнать друг друга как можно лучше: интересуйтесь увлечениями партнера, его мнением, им самим. Те, кто занят исключительно собой и своими проблемами, не могут полноценно контактировать с другими людьми.
Хвалите друг друга. Большинство людей всегда высказывают неудовлетворение, когда им что-то не нравится. Однако немногие помнят о том, что нужно и похвалить партнера.
Входите в положение друг друга. Очень часто мы не замечаем того, что происходит в душе партнера. Каждый партнер должен ставить себя на место другого, стараясь понять его мысли и переживания. В этом случае получится быть более терпимым к другому и избежать конфликтов.
Не критикуйте друг друга. Зачастую именно склонность к критике разжигает распри между супругами, ведь если вы критикуете другого можно не сомневаться в ответной критике. Критика не должна задевать достоинств супруга, она должна нести позитивный посыл. Если делаете замечание, не забудьте найти также и то, за что можно похвалить партнера.
Не приказывайте друг другу. Никто не любит получать приказания, потому что это напоминает об обязанностях, а брак - это то место, где оба чувствуют себя равными. Поэтому приказы вызывают естественное сопротивление. Чтобы избежать этого, переформулируйте приказ в вопрос или просьбу.
Умейте признавать свои ошибки. Если вовремя признать и исправить свои ошибки, то можно избежать множества ссор и конфликтов. Умение понимать и признавать свои слабости является признаком взросления и помогает успешно владеть конфликтной ситуацией.
Ищите компромиссы. Конфликт возникает потому, что супруги имеют разные мнения, интересы и не имеют желания, а иногда и не могут уступить, отказаться от них. Необходимо для выхода из ситуации хотя бы частично принять и выполнить просьбы супруга, с другой стороны, не настаивать на идеальном, максимальном выполнении претензий.
Не забывайте про чувство юмора, оно помогает сгладить конфликтно, конечно же, не избавляет от обсуждения проблемы. Также можно промолчать или игнорировать попытку партнера инициировать конфликт, чувствуя, что он расстроен и встревожен. Не стоит обострять конфликт из-за пустяка, так как он может превратиться в затяжную войну.Следует помнить высказывание великого писателя Л.Н.Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая несчастлива по-своему».
Если проблемы не решаются, обратитесь к профессионалу. Старайтесь понимать друг друга, идти навстречу друг другу и любить!
В 6 классе педагогом-психологом было проведено интерактивное занятие с элементами тренинга "Мир без насилия - вместе мы справимся". Ребята обсудили понятие и виды насилия; с помощью метафорических ассоциативных карт развивали фантазию и формировали сюжеты жизненных ситуаций.
В рамках акции дом без насилия с учащимися 8 класса прошёл диспут «Буллинг и жестокое обращение школьников друг с другом». Ребята узнали о видах буллинг, его участниках и последствиях, а также ознакомились с алгоритмом действий в случае, когда стали свидетелями или жертвой буллинг.
8 апреля в 9 "Б" классе проведена дискуссия "Жестокость и насилие: как им противостоять." Цель: донести до подростков понятие о жестокости, насилии, о возможностях его предотвращения, о законах, защищающих жертву. В ходе работы на мероприятии учащиеся составили определения словам "жестокость" и "насилие", учились работать в группе и выслушивать мнение друг друга, принимать собственные решения, учились действовать в ситуации давления на личность, разбирая ситуации насилия, унижения.
В 4"Б" классе проведён классный час на тему: "Семья и детство без жестокости и насилия" в форме диалога. На уроке присутствовало 16 учащихся.
В процессе работы ребята уточнил понятия слов: "конфликт", "жестокость", "насилие", составили правила дружбы, советы мирного решения конфликта.
С целью формирования благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы среди учащихся во 2 классе был проведен классный час " Конфликт и пути его разрешения". В ходе мероприятия учащиеся определили такие понятия, как "конфликт", " компромисс", "уступка". На примерах мультфильмов, учащиеся выяснили, как нужно находить компромисс в конфликтной ситуации. Дети изобразили выражение лица конфликтного человека и дружелюбного. Разобрали факторы бесконфликтного общения. В конце мероприятие учащиеся придумали правила, с помощью которых можно избежать конфликта.
05.02.19 в ГУО "Средняя школа г.п.Домачево" в рамках недели "Мир без насилия- вместе мы справимся" была проведена флеш- акция "Чёрная точка". Целями данной акции являлись следующие: профилактика насилия, развитие коммуникативных умений, поднятие общего эмоционального тонуса, поддержка отдельных учащихся. Для проведения данной акции были организованы учащиеся объединения по интересам "1=1". Данные учащиеся на перерывах раздавали бумажные ладони с чёрной точкой и побуждали ребят школы и педагогов написать ободряющие слова детям, взрослым, терпящим насилие на обратной стороне ладошки. Данные ладошки затем были прикреплены на стенд, отведенный под акцию, и приклеены на импровизированное дерево как его листья. В целом, в данной акции приняли участие более 80 человек.