Готов ли ребёнок к школе
Рекомендации учителя-дефектолога родителям будущих первоклассников по развитию правильных речевых навыков! Часто на пороге школы вы, уважаемые родители, задаёте вопрос: готов ли мой ребёнок к обучению в школе? Важный показатель готовности к школе – развитие речи. Так какими же речевыми умениями и навыками должен владеть будущий первоклассник? Родителям важно знать, что нарушения и недостатки устной речи затруднять процесс обучения чтению и письму у ребенка. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. В школе, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух, недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по русскому языку и чтению) отмечается большой процент детей с нарушением произношения. Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на речь своего ребенка, чтобы предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
Обратите внимание на развитие речи ребенка:
1.Состояние звукопроизношения. Для начала прислушайтесь к речи ребёнка. Правильно ли он произносит все звуки, не путает ли их в речи. Ребенок к шести годам должен произносить все звуки. Если нет какого-либо звука или даже звуков, нужно срочно исправлять. Неправильная артикуляции звуков со временем закрепляется и преодолеть речевые трудности в школе сложнее, исправление требует больших затрат времени, является серьезной дополнительной нагрузкой для детей.
2. Состояние фонематических слуха. К 6-7 годам должен быть хорошо развит фонематический слух. Фонематический слух – это особый слух на звуки, который помогает понимать звучащую речь, отличать один звук от другого, может выделить первый и последний звук в слове; определить, где находится заданный звук, умеет различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др., придумывать слова на заданный звук, сливать звуки в слово (с-л-о-н --- слон). Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Если ребёнок плохо ориентируется в звуковой стороне слова, можно предложить ему поиграть в игры с картинками: « «Я знаю 2, 3 , 4,5 слов со звуком к», «Составь слова из звуков к, о,т», «Назови звуки по порядку». Необходимо учить различать сходные по звучанию слова, например, зуб-суп, рак-лак. Если вы научите детей различать звуки, они не будут испытывать затруднения на уроках письма и чтения.
3.Словарь и грамматический строй речи. К 6- 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов). Необходимо, чтобы ребенок знал не только общие знания о себе, о родных, но и более трудные на сегодняшний день понятия: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Следует систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок. Что делать? Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова. Сочиняйте стихи, рифмы. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово. Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением» Попросите пересказать сюжет просмотренного мультфильма. Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), нет ли ошибок в построении предложений, в употреблении слов в предложении. Если ребёнок имеет недостаточно богатый словарь, поиграйте с ним в игры: «4-ый лишний» с обязательным называнием предметов и объяснением своих действий с ними, «Угадай по описанию» (взрослый описывает предмет, не называя его, ребёнок его угадывает), «Загадай предмет»(ребёнок описывает предмет, взрослый угадывает), «Один-много»(кот-коты, окно- окна и т.п.).
4.Состояние связной речи. Должны уметь строить связные высказывания, четко и точно формулировать основную мысль высказывания. Дети должны владеть навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта. В речи использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно). Предложите ребенку придумать другое окончание сказки, придумать свою сказку, а можно с детьми и помечтать, составив свой рассказ «А если бы у меня был свой ковер-самолет»». Когда пересказывает содержание мультфильма, обратите внимание на то, чтобы ребенок называл имена героев. Воспитывайте культуру речи. Учите ребенка выступать перед публикой. Заучивайте стихотворения.
5. Развитие коммуникативной функции речи предполагает умение ребенка общаться со взрослыми и сверстниками, умение слушать, запоминать, выполнять инструкции, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
6. Развитие мелкой моторики руки. Дети 6-7 лет, приходящие в школу, к сожалению, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, (так называемая «дрожащая линия»), вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать. Также не сформирована координация и точность движений, многие дети не владеют своим телом. Только при хорошем развитии кисти рук ребенок будет писать красиво и легко. Обратите внимание, как ребенок владеет карандашом, ручкой, ножницами, как успешно выполняет графические задания, вырезает геометрические фигуры. Обратите внимание умеет ли ваш ребенок рисовать солнышко, дерево, травку, машинку, домик. Вы должны помочь ему овладеть «ручной умелостью». Для этого совершенно необязательно писать. Пусть рисует, раскрашивает, выкладывает мелкую мозаику, помогает маме перебирать крупу, вышивает, вяжет, срисовывает геометрические фигуры, вырезает по контуру – это и есть подготовка руки к письму. А уже незадолго до учёбы попробуйте поиграть в школу. «Будем писать диктант, - говорит мама, - только вместо букв я буду диктовать тебе, как нарисовать специальный узор. Проведи линию по двум клеточкам вправо, затем две клеточки вниз, потом две клеточки влево, две клеточки вверх» и т.д. Это полезно не только для руки, но и для умения точно выполнить задание взрослого. Конечно, рисуя, раскрашивая, перебирая мелкие предметы, ребёнок не научится писать. Но разовьётся его рука: она станет умелой, легко справляющейся с карандашом, фломастером, иголкой, разовьётся зрительный контроль за движениями руки. Внимание!
• Ребенок 5-6 лет не может работать долго: 10-15 минут - вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Потому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.
• Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее.
• При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.
• При выполнении графических задании важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений. Очень важна личностная готовность ребёнка к обучению. Она выражается в желании учиться, в интересе к школе. Родители должны поддерживать это желание учиться, интерес к школе. Ни в коем случае нельзя пугать детей школой и учителем. Обычно так бывает, если ребёнок непослушен, не хочет заниматься. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. Невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
Развитие устной речи – основное условие успешного овладения письмом и чтением. И чем лучше будет развита устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом. Определить степень речевого развития Вам помогут в поликлинике по месту жительства. В медицинской карте будущего первоклассника должна быть запись о состоянии речи ребенка и ее нарушениях, если таковые имеются. В том случае, если по каким-либо причинам у вашего ребенка к началу школьного обучения сохранятся или обнаружатся трудности с речью, вам будет предложена логопедическая помощь в школе. В нашей школе созданы благоприятные условия для развития речи учащихся: систематически проводятся групповые и индивидуальные занятия. Работа направлена на коррекцию звукопроизношения, совершенствование фонематического слуха, активизацию и расширение активного словаря, развитие связной речи, предупреждение и исправления нарушений письменной речи, развитие познавательных процессов. Успехов на пути к школьной жизни!