Терешко Анна Васильевна, учитель биологии
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАОБРАЗОВНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ (9-11 КЛАССОВ) КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ»
Информационный блок
1.1.Название темы опыта
«Использование медиаобразования на уроках биологии (9-11 классов) как средство повышения качества знаний учащихся»
1.2. Актуальность опыта
В современном мире поток информации непрерывно циркулирует по всей планете. Проблема информационного воздействия на формирующуюся личность и защита здоровья подрастающего поколения в настоящее время существует и ощущается достаточно остро. На первое место среди источников информации об окружающем мире выходят пресса, телевидение, радио, глобальные компьютерные сети, т.е. все то, что принято называть средствами массовой информации и коммуникации. В последнее время СМИ все активнее пытаются брать на себя обучающие, просветительские функции. Ученик, знакомясь с различными интерпретациями одного и того же факта, которые ему дают учителя и СМИ (как правило, телевидение или Интернет), отдает предпочтение версии СМИ, так как она представлена более авторитетно, эффектно, интересно и при этом никто не заставляет ничего заучивать. Всё это оказывает сильное воздействие на формирование мировоззрения. Игнорировать эту ситуацию крайне недальновидно.
Если школьнику, например, средствами кино или телевидения предоставлена информация об эволюции или функционировании организмов, об экологических катаклизмах или последних научных открытиях, то эта информация становится составной частью формируемых в области биологии знаний этого учащегося. Но при этом очевидно и то, что школьник не должен воспринимать всякую получаемую информацию как истину в последней инстанции. И не секрет, что подрастающее поколение, впитывающее как губка, всё новое и современное, больше всего подвержено этому влиянию.Жаль только, что информация, поступающая в сознание подростков, не всегда бывает полезной и нужной.
Медиаграмотность – это не очередная мода, а один из самых необходимых навыков выживания в информационном мире. Медиаобразование – это процесс обучения, а медиаграмотность – результат соответствующей образовательной деятельности. (Приложение 1)
Школа дает ребенку не просто набор статичных знаний, а учит ориентироваться в информационных потоках, что позволяет выпускнику определиться в профессиональном и социальном плане.
1.3. Цель опыта:
Повышение качества знаний учащихсяна уроках биологии в 9-11 классах через использование различных приемов и методов медиаобразования.
1.4. Задачи опыта
- Проанализировать программу по учебному предмету «Биология» (9-11класс) на возможность использования медиаобразовательного компонента.
- Апробировать на различных этапах урока биологии приемы и методы медиаобразования.
- Определить результативность использования медиаобразования на качество знаний учащихся.
1.5. Длительность работы над опытом
На протяжении 3 лет, строю обучение школьников на уроках биологии, используя приемы и методы медиаобразования, что позволяет учащимся повысить медиаграмотность и применить знания и умения в процессе своей жизнедеятельности.
2.1. Ведущая идея опыта
До сих пор основным средством обучения школьников была книга. Сегодня каждый современный человек живет в медиатизированном пространстве. Он должен быть готов ориентироваться в нем, находить необходимую информацию, полноценно воспринимать и оценивать медиатексты. Медиаобразование и медиакультура помогает использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета на благо нового поколения. Как видно из требований государственного стандарта, предмет биологии достаточно сложен и нагляден, требует демонстрации процессов, систем и закономерностей, что усложняет преподавание. Медиаобразование обогащает урок новыми возможностями, которые позволяют сделать образовательный процесс более динамичным и продуктивным. При интеграции медиаобразования в биологию находим как можно больше точек соприкосновения биологии как учебного предмета и «внешних» информационных потоков, обеспечивая их пересекаемость, а затем ставим и решаем те задачи, которые позволяет учебный материал.