кафедра правовых знаний

Родительский университет

Кафедра правовых знаний

20.02.2021

Семинар практикум

«Права человека и права ребёнка: информирование и соблюдение»

Права человека – это права, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека вне зависимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков, которые гарантируют людям полноценную жизнь в обществе, каждому дают возможность раскрыться как личности. Важнейшим документом в области прав человека является Всеобщая декларация прав человека.

Республика Беларусь с первых дней провозглашения независимости заявила о приверженности нормам международного права и о том, что суверенитет страны объявлен во имя свободного развития и благополучия каждого гражданина.

Всеобщая декларация прав человека предусматривает равенство и свободу всех людей с момента их рождения. Однако маленькие дети естественным образом ограничены в правах: ведь они многого не знают, не имеют жизненного опыта и не могут нести полноценную ответственность за свои поступки. Чем старше становится ребенок, тем больше личных прав и личной ответственности он приобретает.

До определенного возраста интересы детей защищают родители или опекуны. Они несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка.

Когда речь идет о правах ребенка, то подразумеваются в первую очередь его права как личности. Ребенок, как любой человек, имеет право на уважительное отношение, достойное существование и развитие своих способностей.

Ребенок имеет право:

на жилище;

на жизнь и здоровое развитие;

на особую заботу при ограниченных возможностях;

на равные права независимо от национальности, пола и религии;

на образование;

на семью;

на имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности;

на пользование родным языком;

на собственное мнение и право свободно выражать его;

на здравоохранение и социальное обеспечение;

на полезное и качественное питание;

на отдых и досуг, участие в играх, культурной жизни, занятие искусством;

на защиту от экономической эксплуатации;

на защиту от жестокого обращения;

на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации.

В 1989 году на Генеральной Ассамблее ООН была принята Конвенция о правах ребенка. В ней закреплены международно признанные права детей. В основе Конвенции лежат четыре общих принципа, при соблюдении которых каждый ребенок сможет развиваться гармонично и реализовывать свои способности. Республика Беларусь также присоединилась к этой Конвенции.

Общие принципы Конвенции о правах ребенка

Свобода от дискриминации

Дети разного пола и возраста имеют различные интересы и потребности, но все они наделены одинаковыми правами и должны иметь равное обращение вне зависимости от пола, национальности, происхождения, состояния здоровья.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка

Принимая решения и планируя свои действия, взрослые всегда должны учитывать интересы ребенка. Этот принцип касается семьи, органов власти, судов, государственных и частных институтов.

Права ребенка на жизнь и развитие

Родители обязаны делать все возможное, чтобы ребенок мог нормально развиваться и реализовывать свои способности. Государство предлагает родителям всевозможную помощь и поддержку. Если, несмотря на помощь государства, родители не могут обеспечить ребенку необходимые условия, государство берет эту обязанность на себя.

Уважение взглядов ребенка

В любых вопросах, которые касаются ребенка, необходимо прислушиваться к нему, учитывать его мнение, а не просто принимать решение за него, пусть даже в его интересах. Данный принцип следует соблюдать во всех аспектах жизни ребенка.

Однако вы должны осознавать и то, что вместе с правами возлагаются и обязанности перед обществом, государством и близкими.

 

Включение родителей в дискуссию:

  1. Принцип 2 Декларации прав ребенка гласит: «Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным и в условиях свободы и достоинства».

Как вы это понимаете? Созданы ли в вашей семье такие условия? Кто, по вашему мнению, несет основную ответственность за предоставление ребенку таких условий?

2.Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка обеспечивает «ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка», а в статье 13 записано: «...ребенок имеет право свободно выражать свое мнение...».

Как вы понимаете суть данных статей? Всегда ли ваши дети имеют возможность выразить свой взгляд? Как вы относитесь к мнению вашего ребенка?

  1. Статья 19 Конвенции ООН о правах ребенка сообщает: «Государства – участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке».

Применяете ли вы насилие (физическое, моральное, психологическое) по отношению к своему ребенку? Как вы можете защитить своего ребенка от насилия, оскорбления, грубого обращения со стороны окружающих?

  1. Статья 31 Конвенции ООН о правах ребенка гласит: «Государства – участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать и культурной жизни и заниматься искусством».

В достаточной ли мере ваш ребенок пользуется этим правом? Довольны ли вы тем, как он проводит свой досуг? Как бы вам хотелось изменить ситуацию?

  1. Статья 37 предупреждает, чтобы «ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания».

Всегда ли защищен ваш ребенок от такого обращения? К каким последствиям может привести унижение, оскорбление ребенка?

Советы родителям

  1. Чаще задавайте себе вопрос: «Как я должен поступать, чтобы не нарушать права своего ребенка?»
  2. Помните, что поведение родителей является образцом для детей. Если сами родители часто нарушают права своего ребенка, то он не замечает подобных нарушений со стороны окружающих, принимая свое бесправное положение как должное.
  3. Умейте вовремя устраниться, предоставив ребенку право выбора.
  4. Защищайте позицию ребенка, когда кем-либо ущемляется его достоинство.
  5. Объединитесь со своими детьми для преодоления определенных трудностей, подчеркивая их право на свободное развитие, на принятие решений, связанных с организацией собственной жизни.

6.Чаще создавайте дома ситуации для разговора «по душам», чтобы ребенок мог спокойно рассказать родителям о своих проблемах.

  1. Учите ребенка цивилизованным способам защиты своих прав.

Каждый должен учиться жить в мире и взаимопонимании с окружающими, терпеливо относиться к слабостям других людей. С этого начнутся ваше собственное понимание счастья и определение путей его достижения. Стремление к счастью присуще всем людям, и современное общество признало его как право каждого человека.