Советы психолога

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И КАК ЕГО ИЗБЕЖАТЬ

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

И КАК ЕГО ИЗБЕЖАТЬ

Синдром эмоционального выгорания - это состояние эмоционального и физического истощения, снижение энергетического потенциала, сопровождающееся расстройствами эмоциональной сферы.

Специалисты отмечают, что риск развития синдрома выгорания в очень высокой степени обусловлен личностными особенностями человека. Поэтому СЭВ может развиться при определенном стечении обстоятельств практически у любого человека. Но наиболее подвержены риску выгорания люди, которые перегружены ответственностью и повседневными обязанностями, те, кто работает слишком много в течение продолжительного периода времени со слишком большой интенсивностью. Увеличивают восприимчивость к выгоранию гиперответственность, отсутствие других интересов кроме работы, отношение к себе как к единственному человеку, который способен справиться с поставленной перед школой задачей.

Ректор Северного государственного медицинского университета, академик РАМН Павел Сидоров выделяет пять ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:

  1. Физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, дрожь; повышение артериального давления; болезни сердечно-сосудистой системы.
  2. Эмоциональные симптомы: недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества.
  3. Поведенческие симптомы: рабочее время занимает более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.
  4. Интеллектуальные симптомы: падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; формальное выполнение работы.
  5. Социальные симптомы: низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

Конечно, все вышеперечисленные симптомы по-разному проявляются на разных стадиях СЭВ. Синдром эмоционального выгорания включает в себя три стадии, каждой из которых присущи четыре основных симптома:

1-я стадия - "Напряжение":

  • неудовлетворенность собой,
  • "загнанность в клетку",
  • переживание психотравмирующих ситуаций,
  • тревожность и депрессия.

2-я стадия - "Резистенция":

  • неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование,
  • эмоционально-нравственная дезориентация,
  • расширение сферы экономии эмоций,
  • редукция профессиональных обязанностей. 

3-я стадия - "Истощение":

  • эмоциональный дефицит,
  • эмоциональная отстраненность,
  • личностная отстраненность,
  • психосоматические и психовегетативные нарушения.

ОСНОВЫЕ ПРИЧИНЫ

возникновения СЭВ специалисты относят следующие:

Окружающая среда: шум, душные помещения, однообразный пейзаж, невозможность укрыться от всевидящего ока начальства.

Ритм работы: перегрузки, постоянные авралы, неожиданности по сто раз на дню или, наоборот, мертвое однообразие.

Взаимоотношения: конфликты с руководством или коллегами; обстановка непонимания и борьбы «за место под солнцем».

Перспективы: точнее сказать, их отсутствие.

РЕКОМЕНДАЦИИ,

соблюдая которые можно не только предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности:

  • определите и разделите краткосрочные и долгосрочные цели;
  • используйте "тайм-ауты", которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
  • овладейте умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
  • займитесь профессиональным развитием и самосовершенствованием (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
  • уходите от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);
  • вовлекайтесь в эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);
  • поддерживайте хорошую физическую форму (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ).
  • старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
  • учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • проще относитесь к конфликтам на работе;
  • не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем.

А в заключение хочется отметить: опасность СЭВ заключается в том, что ему свойственно изо дня в день прогрессировать! Затормозить этот процесс бывает крайне сложно. Поэтому самое разумное - предотвратить появление данного синдрома, "задушить его на корню".                                                                                                                 

свернуть

Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми

  1. При опросе слабоуспевающего школьника давайте примерный план ответа, разрешайте пользоваться планом, составленным дома или записями, сделанными на уроке.
  2. Задавайте им наводящие вопросы, помогающие последовательно изложить материал.
  3. При опросе создавайте специальную ситуацию успеха,  разрешайте дольше готовиться у доски, снижайте темп опроса, стимулируйте подбадриванием и похвалой.
  4. Регулярно проверяйте усвоение материала, особенно по тем темам уроков, на которых ученик отсутствовал.
  5. В ходе опроса и при анализе его ответа обеспечивайте атмосферу доброжелательности, проявляйте деликатность и чуткость.
  6. При изложении нового материала чаще обращайтесь к ним с вопросами, выясняющими степень понимания ими материала, привлекайте их в качестве помощников при демонстрации опытов, наглядных пособий.
  7. Анализируя их самостоятельную работу, отмечайте их успехи и положительные моменты, указывайте на типичные затруднения и пути их преодоления.
  8. При организации домашней работы, подбирайте для них задания по осознанию и исправлению ошибок: проводите подробный инструктаж, предлагайте карточки-консультации. Рассчитывайте так объем домашнего задания, чтобы не допускать перегрузки школьника.

      С целью преодоления пробелов в знаниях, умениях и навыках система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику должна включать следующие виды деятельности:

  1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок).
  2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.  Более  подробно объясняйте последовательность выполнения задания, разбивайте задание на дозы и этапы. Стимулируйте их самостоятельные действия.
  3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
  4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
  5. При невозможности преодолеть неуспеваемость путем организации самостоятельной работы школьника следует организовать различные формы взаимопомощи со стороны одноклассников. При этом необходимо проинструктировать и неуспевающего учащегося, и ученика, который будет с ним заниматься.   При большой запущенности программного материал учитель сам проводит дополнительные занятия с учеником.
свернуть

Рекомендации по работе с замкнутыми (аутичными) детьми

Этих  детей  характеризует  выраженный  аутизм  (уход в  себя,  боязнь  мира).  Они  склонны  к  развитию  логического  мышления, но  у  них  отсутствуют широкие  познавательные  интересы.  У  них  нетипичные  интересы: о  строении  мира,  о  потустороннем  мире…  Эти  дети  любят  много читать,  у  них  развита  речь,  но  часто  она  формально.  Негативные  черты:  эмоциональная  холодность,  эмоциональная  тупость,  не  испытывает  большой  привязанности  к  родителям;  не интересуется  мнением  других,  безразличен  к внешнему  миру.  Эти  дети  способны  на  странные  поступки,  у  них  притуплённое  самосохранение.  У  этих  детей  нет  друзей,  они  подчиняются  другим,  не  смотрят  в  глаза.

В  работе  с  такими  детьми  надо  опираться  на  их  сильные  стороны. Морали  на них  не  действуют  вообще,  ничего  им  не  навязывать,  самим  приспособляться  к  ним.

  1. Не  призывайте  их  к  совести,  не  читайте  морали.
  2. Учитывайте  наличие  страхов  методом наблюдения,  особенно  анализом  рисунков;  определите  тематику  страхов,  потом  прорисуйте  их:  из  страшного  сделайте  смешное.  Страх  у  этих  детей  сопряжён  с  любопытством—помогите  преодолеть  эту  проблему.
  3. Помогайте  им  в  развитии  речи,  внимания,  моторики,  в  формировании  навыков  ИЗО.
  4. Смягчите  общий  эмоциональный  дискомфорт,  тревожность.
  5. Стимулируйте  психическую  активность,  направленную  на  взаимодействие  со  сверстниками  и  взрослыми.
  6. Учитывайте  их  интерес  к  точным  наукам.
  7. Учитывайте  парадоксальность  и  непредсказуемость  от  мышления  до  чувств  и  поступков.
  8. Выделяйте  его  поведение,  как  отличное от других  и  в  то   же  время  дайте  ему  почувствовать  принадлежность  к  классному  коллективу.
свернуть

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми с истерическими реакциями

  1. Игнорируйте истерические реакции.
  2. Предупредите класс, чтобы он не обращал внимание на ребёнка в момент истерики.
  3. Хвалите позитивные поступки такого ребёнка для закрепления нового стиля поведения.
  4. Не стремитесь угодить.
  5. Не обращайте постоянно внимание на его плохое настроение—ему этого и надо (подсознательно).
  6. Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.
  7. Займите такого ребёнка таким видом деятельности, чтобы он смог своим трудом выделиться среди сверстников, а не своим поведением, т.к. он жаждет признания.
  8. Если у ребёнка высокий уровень притязаний, определите круг доступных притязаний.
  9. Этот ребёнок требует много льгот для себя.
  10. Не попадайте под его влияние и не позволяйте манипулировать собой, т.к. он лжив и способен   входить в доверие.
  11. Критикуйте поступки ребёнка, а не его личность, не делайте замечания постоянно—за несколько поступков—одно замечание/наказание.
  12. Позволяйте ему проявлять эмоции бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.
  13. Усильте систему поощрений и наказаний (наказание неподвижностью)
  14. Если ребёнок осознал свой проступок, то с побеседуйте с ним. Беседа должна быть запоминающейся.
  15. Устраните влияние всепрощающих взрослых, требования должны быть едины.
  16. Ужесточить режим, пресекать бесцельное время препровождение.
  17. Ребёнок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не должен быть постоянным.
  18. Не позволять выполнять другое дело, пока не завершит первое.
  19. Чётко ориентировать ребёнка в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
  20. Повышайте самооценку ребёнка, уверенность в себе.
свернуть

Рекомендации по работе с агрессивными детьми

 1. Агрессивные  дети  часто  бывают  вооружены.

 2.Никогда  не  оскорбляйте  их,  в диалоге  не  используйте  жаргонные  и  бранные  слова—это  не  даст им права  оскорблять  Вас  и  не демонстрировать  в  поведении  всё,  на  что они  способны.

 3. Ведите  общение  на  равных,  но  не  впадайте  в зависимость  от  них.  Лучше  несколько  дистанцироваться  от  них.

 4. Не боритесь  с  ними  в  открытую,  т.к.  это  усугубит  отношения.  Следует учитывать  их  особенности  и  бурные  реакции.

 5. Останавливайте  их  спокойно,  с  невозмутимым  лицом,  действуйте  при  минимуме  слов.

 6. Обсуждайте  их  поведение только  после  их  успокоения.

 7. Не  отвергайте  их,  т.к.  они  очень  мстительны.

 8. Выясните,  как  возникает  агрессивное  поведение  и каково  возможное  решение.

9.  Наделите  агрессивного  ребёнка  какой-либо  ответственностью  в  школе.

 10. Учитывайте,  что  перед  сильными  у  агрессивного ребёнка  появляются в  поведении элементы  раболепия,  а  перед  слабыми  агрессии.

 11. Не  угрожайте  и  не  шантажируйте  агрессивного  ребёнка,  т.к.  в  какой-то  момент это  перестаёт  действовать  и  Вы  будете  неубедительны  и бессильны.

 12. Воинственность  ребёнка  можно  успокоить  своим  спокойствием.

 13. Не  разряжайте  своё  плохое  настроение  на  таких  детях.

Найдите  повод  похвалить  их,  особенно  спустя  некоторое время  после  наказания—дети  убедятся,  что  претензии  были  не  лично  к  ним,  а  к их  поступкам.

свернуть

Рекомендации по работе с застенчивыми детьми

Помните, что  этим  детям  свойственны  страхи  тревожные  опасения,  боязнь нового,  незнакомого,  низкая  адаптивность.  В  школьном возрасте—ипохондрия  за  своё  здоровье  и  здоровье  родных.  Появляется  навязчивость  и  чрезмерная  мнительность.  Им важно,  как  они  выглядят  в  глазах  других  в  неудобных,  стыдливых  ситуациях;  они  испытывают  тяжелейший  стресс,  который долго переживают.  Они  склонны к  суицидам.

Застенчивые  дети  очень  внушаемы,  поэтому:

1.Не  ставьте  их  в  позицию  неопределённости,  неизвестности.

2. Не  включайтесь  в  игру  их  болезней,  давайте  им  работу,  когда  они  здоровы.

3.Включайте  их  в  общественные  посильные  дела.

4. Хвалите   их  за  самостоятельность.

5. Стимулируйте  их  личную  ответственность.

6. Не  создавайте  напряжения  во  взаимоотношениях,  не  угрожайте. Отношения  с  застенчивым  ребёнком  должны  быть  ровные, открытые.  Он  должен  понимать  Ваши  эмоции  и  чувства  к  нему.  Негативизм  относите  к  его  поступку,  а  не  к  личности.  Вы  должны  успокоить  ребёнка.

7. Если  уровень  притязаний  ребёнка  завышен,  то  помогите   найти  адекватный.

8. Будьте  осторожны  с  передачей  стрессовой  информации .  Не  допускайте,  чтобы  ребёнок  выбегал  из  класса—это  опасно.  Сразу  же  следуйте  за  ним.  Даже  когда он  расстроен,  не  выводите его  из  класса.  Освободите на  время  его  от  работы—дайте ему  время  успокоиться.

9. Позволяйте  иногда  отвечать  ему  с  места  или  письменно.

Как  правило,  эти  дети  из  семей  с  высокой  моральной  ответственностью.  И  для этих  детей самое  страшное—ошибиться  или  подвести  кого-либо.  Задача  учителя  научить  детей  спокойно  относиться  к  ошибкам,  иметь  желание  их  исправить,  находя  при  этом  разные  варианты  решения  проблемы.

свернуть

Как справиться с долговременным стрессом

Хронический стресс возникает обычно двумя путями: либо как следствие острой стрессовой ситуации, либо в результате действия незначительных, на первый взгляд, но многочисленных и "долгоиграющих" неприятных факторов (а часто - как разнообразные и самые причудливые комбинации всего вышеперечисленного).

В первую очередь надо ликвидировать, разрядить возникшую в коре головного мозга стрессовую доминанту или же создать новую, конкурирующую. В этом вам помогут:

Различные методы расслабления, релаксации:

Именно умение расслабиться является основой снятия стресса. Смысл расслабления (релаксации) - снять физиологическое и психологическое напряжение.

Существует много типов и приемов релаксации, вы без труда найдете в Интернете их подробные описания. Отметим следующие методы релаксации:

  • медитация;
  • мышечная релаксация;
  • массаж;
  • баня, сауна;
  • аутогенная тренировка;
  • йога.

Спорт. Упражнения должны быть достаточно трудными, чтобы адреналин, накопившийся при стрессе, израсходовался целиком. Если физические нагрузки будут недостаточными, в крови останется избыток адреналина, значит, останутся раздражительность и злость. Но и не переусердствуйте: сверхнагрузки для неподготовленного человека могут плохо закончиться.

Общение с близким человеком поможет, во-первых, "излить душу", т.е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на другую тему; в-третьих, совместно поискать пути к благополучному разрешению ситуации.

Захватывающие игры, в том числе компьютерные.

Шоппинг. Для тех, кто любит походить по магазинам, поглазеть на товары - прекрасный метод. Главное даже не купить нужную вещь, а смотреть, выбирать и наслаждаться самим процессом.

Переключение на любимое дело, хобби. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем ему легче создать конкурирующую доминанту. Очень полезно иметь какое-то хобби, которое открывает путь положительным эмоциям.

Другие способы отвлечься (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма).

Расслабившись, успокоившись, отогнав от себя тяжелые мысли и переживания, переходите к самому главному: анализу причин стресса и поиску путей выхода из создавшейся ситуации.

Все способы борьбы с хроническим стрессом можно свести к двум вариантам: надо изменить либо ситуацию, либо свое отношение к ней.

Лучший способ избавиться от затянувшегося стресса - полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться. Устранив хотя бы некоторые, даже мелкие, факторы хронического стресса, вы почувствуете значительное улучшение.

свернуть

Стиль педагогического общения

Стиль-это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми - это категория социальная и нравственная.

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся - общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством. О таких учителях говорят: «За ним дети (ученики) буквально по пятам ходят!»

2. Общение на основе дружеского расположения. Это тоже продуктивный стиль педагогического общения. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Дружеское расположение - важнейший регулятор общения, а вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Однако дружественность, как и любое эмоциональное настроение в процессе общения, должна иметь меру. Нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе.

3. Общение-дистанция. Это довольно распространенный стиль общения, которым пользуются как начинающие, так и опытные педагоги. Суть его в том, что во взаимоотношениях педагога и учащихся постоянно обеими сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения, в обучении - со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании - со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Этот стиль не способствует созданию творческой атмосферы. Но это не означает, что дистанция вообще не должна существовать, она необходима в общей системе отношений ученика и педагога, в их совместном творческом процессе и диктуется логикой этого процесса, а не просто волей учителя.

4. Общение-устрашение. Это негативная форма общения. Чаще всего к ней прибегают начинающие учителя, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность с учениками. Такое общение разрушает творческую деятельность, представляет собой сугубо регламентирующую коммуникативную систему, ограничивающую творческий поиск детей.

5. Общение-заигрывание. Играет в работе с детьми не менее отрицательную роль, характерно для молодых учителей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики.

свернуть
Ещё в этом разделе