Советы дефектолога

Консультация учителя-дефектолога для родителей.

«Правильная речь ребенка — залог успешного обучения в школе »

     Каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым - был крепким, здоровым, умным, успешным и удачливым.  Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка и  успешного обучения в школе. Чем лучше речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его развитие. 

Умение правильно и хорошо говорить:

  • значительно облегчит ребенку школьную адаптацию: он будет легче и свободнее общаться со сверстниками и учителями, чувствовать себя уверенно;
  • позволит ребенку лучше усваивать школьный материал: ребенок, который сам грамотно выражает свои мысли, объяснения учителя понимает в полном объеме;
  • позволит ребенку успевать на «хорошо» и «отлично» практически по всем предметам: умение грамотно излагать свои мысли, позволит ребенку правильно пересказывать учебный материал;
  • умеющий грамотно излагать свои мысли человек в любом возрасте производит впечатление более умного и грамотного.

Это обуславливается тем, что при помощи устной и письменной речи ему предстоит усваивать всю систему знаний.

       Самое незначительное расстройство речи может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, довольно быстро начинают понимать свой недостаток. Они становятся более замкнутыми, застенчивыми, нерешительными, и в результате начинают развиваться комплексы, снижается успеваемость, появляется неуверенность в себе. В школе такого ребенка могут дразнить, что очень тяжело отражается на его психики. Плохая речь ребенка также, отражается на грамотности т.к. письменная речь формируется на основе устной.

      Некоторые родители считают самым главным показателем готовности к школе умение читать, пренебрегая при этом развитием устной речи.

    На самом же деле обучением чтению нужно заканчивать работу по становлению речи дошкольников, а не начинать с него. Если грамотно развивать устную речь, ребенок легко и как бы сам собой зачитает, причем избежит тех трудности, которые неизбежны при попытках обучения неподготовленного ребенка.

     Поэтому, уважаемые родители, не форсируйте процесс становления чтения и письма и обратите самое серьезное внимание на развитие навыков звукового анализа (умению определять наличие данного звука в слове нахождению места звука в слове: начало, середина, конец слова), развитие навыков звукового синтеза (учить составлять из звуков слова). Обогащайте словарный запас своего малыша: ребенок  5 — 7 лет должен понимать и применять уже такие обобщающие слова, как:  овощи, фрукты, транспорт, мебель, инструменты, посуда, обувь, головные уборы, насекомые, животные, знать названия многих профессий. Все это не приходит само собой, детей надо знакомить с явлениями жизни, называть и объяснить их.

А теперь поговорим о том, на что обращать внимание, чтобы ребёнку было легко вступить в школьную жизнь:

       При поступлении в школу ребенок должен овладеть правильным, четким звукопроизношением; умением слышать и различать звуки родного языка; выделять гласные и согласные звуки, мягкий, твердый, звонкий, глухой; умением правильно строить простое предложение; овладеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание; составлять рассказы или сказки по картинкам (или серии картинок) ; составлять самостоятельно рассказ-описание.

      Для воспитания полноценной речи по возможности необходимо устранить все то, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. В семье ребенка понимают с полуслова и он не испытывает каких-либо затруднений, если его речь не совершенна. Но, со временем, круг связей ребенка с окружающим миром расширяется, и очень важно, чтобы его речь понимали и сверстники и взрослые. Большой процент школьников встречается с фонетическими дефектами, которые выявляются тогда, когда ребенку нужно читать вслух, отвечать или задавать вопросы в присутствии всего класса.

      В настоящее время у младших школьников наблюдается дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения). Одной из причин возникновения данных нарушений является то, что дети заменяют или смешивают фонемы сходные по звучанию или артикуляции, одним словом, пишут так, как говорят и поэтому необходимым условием при обучении грамоте становится правильное произношение звуков и слов.  Что достигается при помощи коррекционных занятий с дефектологом на первой ступени обучения детей в школе.

     Старший дошкольный и младший школьный возраст – это время, когда необходимо обратить внимание на различные нарушения устной речи ребенка, чтобы начать коррекционную (логопедическую) работу и предотвратить трудности общения в коллективе, ведь в этом возрасте закладываются основы для дальнейшего обучения.

     Таким образом, воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста – это важная задача, серьезность которой должны осознать и родители  и педагоги.

     Нет такой области, в которой бы не развивалась речь ребенка, поэтому нужно ответственнее подходить к тому, как мы развиваем речь детей.

        Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.

Если мы хотим, чтобы ребенок в дальнейшем приобрел интересную специальность и раскрылся как личность, в первую очередь, необходимо научить его грамотной и красивой речи. И для этого нужно вовремя выявить и устранить речевые недостатки, а результаты вашей помощи оценят Наши дети.

    Чем раньше будет начато коррекционно-развивающая помощь, тем лучше будет его результат.

Уважаемые родители!

Ребёнок совсем недавно освоил письмо и чтение. Было нелегко, но все-таки справился с этими сложными задачами. И вдруг его тетради запестрели красным цветом, да и читает он как-то странно: пропускает буквы, переставляет слоги и т.д. Учитель  в школе и Вы думаете, что ребёнок невнимательный, потому что делает «нелепые», «глупые», с Вашей точки зрения, ошибки; что он ленивый и совсем не старается, поэтому в школе его ругают перед всем классом, а дома наказывают. Ребёнок долго сидит за домашними заданиями по русскому языку, много раз переписывает одно и то же, зубрит правила, а результата нет.

Давайте разберёмся – это вина ребёнка или его беда? Вероятнее всего, у Вашего ребёнка нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия), а возможно, даже дизорфография ( специфическая неспособность учащихся к усвоению орфографических правил). К сожалению, самостоятельно устранить проблему у Вас не получится, потому что в этой ситуации помочь может только квалифицированный дефектолог. Если не разобраться в этой проблеме, то неуспеваемость в школе, непонимание со стороны родителей и учителей, ситуация неуспеха – всё это приведёт к тому, что ребёнок будет чувствовать постоянное утомление, находиться в состоянии хронического стресса. У него может возникнуть внутренний протест на любые школьные задания, отказ не только выполнять домашние задания, но и вообще ходить в школу.

Как распознать нарушения чтения и письма?

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, стереотипны и носят стойкий характер. Вот то, что должно насторожить родителей и учителей:

В чтении:

Чтение ребёнка с дислексией можно отнести как замедленное, с остановками и неверное. Если исследовать чтение ребёнка, то можно выявить следующие нарушения: вставка в слова добавочных звуков; пропуск отдельных букв и слогов; замена одного слова другим; перестановка букв, слогов; добавление слов; пропуск слов.

На письме:

Ребёнок, имеющий нарушения звукопроизношения, пишет так, как произносит. Например, «сапка» ( шапка); на письме путает буквы, соответствующие фонетически близким звукам ( например, Б – П; В – Ф; С – Ш; З – Ж; Ч – Щ; Ч – ТЬ; Р – Л; Й – ЛЬ; О – У; Ё – Ю и т.д.); пишет «тубло» вместо «дупло», «лёбит» вместо «любит», «больит» и т.д.; пропускает буквы и слоги, например, «кандаши» (карандаши), «снк» (санки); переставляет местами буквы и ( или) слоги, например, «довр» (двор); не дописывает слова, например, «кузнечи» (кузнечики); вставляет лишние буквы в слове, например, «ноябарь» (ноябрь); слитно пишет предлоги, раздельно – приставки ( «настоле», «на ступила») и т.д. ; пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «весёлые день»). Этот вид дисграфии обычно проявляется с 3 – го класса, когда школьник, уже владеющий письмом, начинает осваивать грамматические правила. И здесь вдруг выясняется, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам; не улавливает тонких различий между буквами, и это приводит к трудностям усвоения написания букв и к неверному изображению их на письме. Например, смешивание букв с-е, о-с, у-д-з, л-и, м-ш, в-д или букв о-а, б-д, и-у, п-т, л-м, х-ж, н-ю, и-ш, л-я. При дизорфографии у ребёнка отсутствует «чутьё» на орфограммы, на одной странице он может сделать от 15 до 60 ошибок. Он не может понять, где именно нужно применить хорошо известное ему правило, не может распознать ошибку и тем более, её исправить.

Причины нарушений чтения и письма.

Затруднённое чтение и произношение в данном случае не является следствием сниженного интеллекта или отсутствия потенциала  к обучению. Причина этого кроется в строении полушарий головного мозга. У обычных людей задняя часть левого полушария несколько больше, чем правая. У дислексиков оба полушария развиваются равномерно. Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет уровень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон звукопроизношения на различных этапах развития ребёнка являются одной из базовых причин дисграфии и дислексии.

Играет важную роль и фактор наследственности, когда ребёнку передаётся недосформированность структур головного мозга, их качественная незрелость. В данном случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребёнок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе. Случается, что нарушения чтения и письма могут быть вызваны двуязычием (билингвизмом) в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие люди вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, этот фактор получил широкое распространение.

Источником неудач в письменной речи может служить несвоевременное установление доминантности одного из больших полушарий головного мозга. То есть, к моменту обучения письму и чтению у ребёнка должна быть определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества, а также попытках переучить ребёнка затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.

Фактором развития дислексии и дисграфии может явиться недостаточно сформированное пространственное и временное восприятие. По мнению психологов, в основе дислексии и дисграфии может лежать действие отрицательной связи «мать-ребёнок». Так, ребёнок, которого кормят насильно, привыкает сопротивляться в отношении еды и использует ту же реакцию и в отношении интеллектуальной пищи. Сопротивление, которое он проявляет при общении с матерью, потом переносится на преподавателя в школе. Для полноценного обучения ребёнок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие и речевой слух. Именно поэтому психологи, неврологи и учителя-дефектологи при работе со слабоуспевающим школьником внимательно исследуют содержание его тетрадей, почерк, особенности его речи. Часто сниженная успеваемость ребёнка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений чтения и письма. Распознать подобные нарушения может только специалист.

 У каждого ребёнка, страдающего нарушениями чтения и письма, свои индивидуальные проблемы. Поэтому в случае появления школьных трудностей необходимо проведение комплексной диагностики и коррекционной работы.

Формирование правильного произношения у детей

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

В результате такой работы к четырём-пяти годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается. Ребёнку пять лет, а он не произносит отдельные звуки («л», «р»), группу звуков («с», «з», «ц») или несколько групп звуков: шипящие заменяются свистящими («коска» вместо кошка, «зук» вместо жук, «сяска» вместо чашка, «сётка» вместо щётка); звук «л» произносится как «в» («вошка» вместо ложка), звук «р» - картаво («гхука» вместо рука).

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.

Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения человека ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

Нарушения в анатомическом строении артикуляционного аппарата – если дело в укороченной или короткой подъязычной уздечке – исправит хирург-стоматолог, а затем с помощью специальных артикуляционных упражнений, ребёнок сам «растянет» её. При дефектах развития челюстей образуется неправильный прикус, при этих аномалиях  следует обратиться за помощью к  врачу-ортодонту.

При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазанно. Нарушается динамика движения. Движения становятся вялыми, замедленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит чёткость произнесения звуков. При этом могут страдать отдельные звуки («р», «л»), группа звуков («ш», «ж», «ч», «щ») или несколько групп звуков: соноры («р», «л», «н»), свистящие («с», «з», «ц»), шипящие («ш», «ж», «ч», «щ») и т.д. Такого рода нарушения наблюдаются обычно у детей с органическим поражением центральной нервной системы.

Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей, подверженных частым заболеваниям, у таких детей задерживается усвоение системы звукопроизношения. Они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. Такие дети смешивают, заменяют или искажают звуки.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная  работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение

Материал по тренировке мелкой моторики пальцев рук, развитию движений речевого аппарата, ощущений от движения органов артикуляции необходимо преподносить детям в виде сказок, весёлых полянок, стишков, загадок, что делает занятие интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти её условия, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Помните, что продолжительность занятий зависит от возраста и работоспособности ребёнка, она не должна превышать 15-20 минут. Но если ребёнок увлёкся, не стоит резко останавливать его.

Определив затруднения, которые возникают у вашего ребёнка при выполнении того или иного упражнения, вы сможете строить занятия с учётом выявленных трудностей, сможете выбрать специальный комплекс упражнений.

Рекомендуем проводить занятия по следующей схеме:

  • пальчиковая гимнастика;
  • упражнения для губ;
  • сочетания движений губ и выдоха;
  • упражнения для языка;
  • сочетания движений языка и выдоха;
  • голосовые упражнения на материале гласных звуков;
  • анализ правильной артикуляции изучаемого звука с использованием опорных схем для поз губ и языка.

Для демонстрации правильной артикуляции звука полезно произносить его  утрированно. Подключайте свою руку и руку ребёнка для показа положения языка и для того, чтобы контролировать ощущения от воздушной струи.

Ребёнок должен научиться слышать звук, находить его место в слове, поэтому включайте задания на выделение звука из слова, пусть ребёнок определяет, где стоит звук – в начале, середине или конце слова.

Закрепление правильного произношения звука проводите в звукоподражаниях, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

Полезно в процессе закрепления правильного произношения переводить ребёнка на внеречевые формы работы: изготовление аппликаций, рисование, раскрашивание.

Не забывайте об артикуляционной гимнастике. Выполняйте её по несколько раз в день.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

  • Каждое движение выполняйте перед зеркалом.
  • Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко.
  • Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребёнка).
  • Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребёнка, имитируя движения языка.
  • Помните: гимнастика не должна ребёнку надоедать. Следите, чтобы он от неё не уставал.

Занимаясь с ребёнком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребёнка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.