Профильное обучение

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Согласно нормативной правовой документации решение об организации профильного обучения может быть принято только при соблюдении всего комплекса условий:
1) готовность и заинтересованность всех участников образовательного процесса в организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования;
2) наличие необходимых кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов:
3) рациональное сочетание возможностей (количество имеющихся часов факультативных занятий, учебных кабинетов различной площади, режим работы, сменность занятий) с запросами учащихся и их законных представителей, а также с финансовыми возможностями учреждения (в рамках общего количества учебных часов, предусмотренных типовым учебным планом исходя из количества классов в учреждении и Положением об учреждении общего среднего образования, предусматривающим возможность увеличения количества часов при изучении отдельных учебных предметов);
4) безусловное соблюдение санитарно-гигиенических требований при организации образовательного процесса (в том числе при составлении расписания учебных занятий);
5) наличие эффективной системы сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями высшего
образования, иными учреждениями образования.


Порядок приема учащихся

Зачисление учащихся в профильные классы проводится по результатам обучения на II ступени общего среднего образования: отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам, средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 6. В профильные классы без учета среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и отметок по профильным предметам зачисляются победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам.


Организация образовательного процесса
При реализации профильного обучения возможно несколько моделей формирования X классов:

модель 1: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы;
модель 2: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы;
модель 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне и изучающих все учебные предметы на базовом уровне.


Разработку учебного плана учреждения общего среднего образования на учебный год осуществляется по следующему алгоритму:
– учащимся и их законным представителям предлагается типовой учебный план средней школы, в котором предусмотрено количество учебных часов для изучения учебных предметов на базовом и повышенном уровнях;
– учащиеся определяют два учебных предмета, которые будут изучать на повышенном уровне, и передают свои предложения руководству учреждения общего среднего образования;
– на основе имеющейся информации с учетом возможностей учреждения общего среднего образования определяется количество направлений, по которым желают обучаться учащиеся.
Исходя из этих данных формируются профильные группы учащихся (в соответствии с пунктом 62 Положения об учреждении общего среднего образования). Изучение  учебных предметов, не выбранных учащимися в качестве профильных, изучаются в составе класса.
Учебные часы факультативных занятий, указанные в типовом учебном плане, считаются в целом на учреждение общего среднего образования и распределяются на проведение как обязательных факультативных занятий, указанных в Положении об учреждении общего среднего образования, так и на изучение учебных предметов на повышенном уровне.


Кадровое и финансовое обеспечение
В классах профильного обучения должны осуществлять образовательный процесс высококвалифицированные кадры (учитель-методист, учитель высшей или первой квалификационной категории).
В учебных кабинетах необходимо наличие материально-технической базы, позволяющей в полном объёме реализовать содержание учебной программы соответствующего учебного предмета, изучаемого на повышенном уровне.