Нормативные правовые акты

ГОТОВИМСЯ К ВЫПУСКНЫМ ЭКЗАМЕНАМ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 7 июля 2017 г. №74

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

7 июля 2017 г. №74

Методические рекомендации

по проведению экзамена и оформлению экзаменационных письменных работ по русскому (белорусскому) языку

Порядок проведения письменного экзамена

Выпускные экзамены за период обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования проводятся в письменной форме с 9 часов.

По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования учащиеся, осваивающие содержание образовательной программы базового образования, сдают «Белорусский язык» в письменной форме (диктант, 1 час); «Русский язык» в письменной форме (диктант, 1 час).

По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования учащиеся, осваивающие содержание образовательной программы среднего образования с изучением учебных предметов на базовом уровне, сдают «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) в письменной форме (изложение, 4 часа).

Уточняем следующее:

учащиеся ХІ классов учреждений образования, реализующих образовательную программу среднего образования с изучением белорусского (русского) языка на базовом уровне, и учащиеся ХІ классов учреждений образования, реализующих образовательную программу среднего образования с изучением белорусского (русского) языка на повышенном уровне, пишут изложение по разным текстам.

Оформление экзаменационной работы

Экзаменационные работы, которые проводятся в письменной форме, за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования выполняются на двойных листах бумаги со штампом учреждения образования, которые вкладываются один в один.

На штампе учреждения образования записывается дата проведения экзамена.  

Например: 2 июня 2017 г.

После штампа учреждения образования пропускается 2 линейки и посредине строчки выполняется соответствующая запись:

Экзаменацыйная работа (пераказ)

па беларускай мове

вучанiцы 11”Б“ класа        

Сідаровіч Ірыны Уладзіміраўны

Экзаменационная работа (изложение)

по русскому языку

учащейся ХІ ”Б“ класса

Сидорович Ирины Владимировны

 или

Экзаменацыйная работа (дыктант)

па беларускай мове

вучанiцы 9”Б“ класа        

Кавалевiч Вольгi Пятроўны

Экзаменационная работа (диктант)

по русскому языку

учащейся ІХ ”Б“ класса

Ковалевич Ольги Петровны

 На второй странице без слова «тема» пишется тема изложения, диктанта.

В кавычки название темы изложения, диктанта берётся только тогда, когда она является цитатой и при ней стоит фамилия автора.

Экзаменационные работы учащихся после проверки и выставления отметки в баллах подписываются председателем и членами экзаменационной комиссии.

Например:

(отметка)

Председатель экзаменационной комиссии          (подпись)    Т.И.Пшеничная

Члены экзаменационной комиссии:                     (подпись)    А.Г.Леонов

                                                                                 (подпись)    Н.И.Трофимова

                                                                                (подпись)     В.В.Прокопович 

Методика проведения диктанта

Учитель выразительно прочитывает весь текст диктанта, ученики внимательно слушают, осмысливают содержание текста. Первичное восприятие текста на слух помогает учащимся избежать ряда ошибок.

При необходимости проводится объяснительная работа: обращается внимание на значение отдельных слов, некоторые записываются на доске (имена людей, термины, иноязычные слова).

Затем текст диктанта записывается по предложениям:

-  учитель читает предложение полностью, учащиеся внимательно слушают;

- это же предложение учитель читает частями, поделив его на законченные смысловые отрезки, не повторяя их по несколько раз;

-  после того, как предложение записано полностью, учитель читает его ещё раз.

В процессе диктанта исключаются подсказки учителя, в том числе и при произношении слов. Совершенно недопустимо орфографическое «подсказывающее» чтение, резко расходящееся с нормами речи (например: чтение слова д[о]ро[ж]ка вместо д[а]ро[ш]ка).

Рекомендуется соблюдать ровный темп чтения, чтобы обеспечить возможность всем учащимся успевать записывать диктуемый текст.

После записи всех предложений текст диктанта читается учителем повторно, с более продолжительными паузами после каждого предложения, чтобы учащиеся успели внимательно проверить правильность написания слов, исправить выявленные ошибки.

Самостоятельная проверка текста в течение 5-10 минут.

Методика проведения выпускного экзамена в форме изложения

Вступительное слово учителя (подготовка учащихся к первичному восприятию текста).

Трудные для написания имена собственные, а также слова, имеющие терминологический характер, или слова, правописание которых не изучалось, по решению экзаменационной комиссии могут быть написаны на доске перед чтением текста.

Чтение текста учителем. Чтение должно быть правильным, с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, при этом экзаменуемым разрешается делать в черновиках необходимые записи. Форма этих записей свободная.

Самостоятельная работа учащихся (до 30 минут).

Второе чтение текста учителем.

Создание чернового варианта экзаменационной работы, проверка написанного, переписывание начисто своей работы, ещё раз её проверка и сдача работы.

Необходимость в третьем чтении может возникнуть в классе с низким уровнем обученности. Его лучше всего проводить, когда большинство учащихся закончили работу над черновиком.

Вопрос о третьем чтении решается экзаменационной комиссией.

Порядок проверки экзаменационной работы

Оценивание работ осуществляется в соответствии с Нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по русскому (белорусскому) языку.

В экзаменационных работах учащихся в письменной форме за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования учителем зачёркиваются и подчеркиваются все ошибки, а над орфографическими, пунктуационными и грамматическими надписывается правильный вариант.

При проверке диктанта на следующей строчке после текста дробью указывается количество орфографических (числитель) и пунктуационных (знаменатель) ошибок:

2/2

При проверке изложения на следующей строчке после текста дробью записывается количество ошибок в содержании, количество речевых недочетов (числитель), а в знаменателе указывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.

2-2

2-2-1

 

Итоговая аттестация

Итоговую аттестацию учащихся по тем предметам, которые выносятся на экзамены, осуществляют экзаменационные комиссии. Они выставляют итоговые отметки по учебным предметам на основе годовых и экзаменационных отметок.

В 11 классах (экзамен в форме изложения) обе отметки имеют одинаковую значимость, так как итоговая отметка должна отражать все стороны учебной деятельности учащихся по русскому (белорусскому) языку: усвоение лингвистической теории, овладение всеми видами речевой деятельности, уровень орфографической и пунктуационной письменности.

При проведении аттестации необходимо руководствоваться Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 июня 2011 г. № 38 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь №17, 2011 г.).

По решению экзаменационной комиссии итоговая отметка может быть выставлена:

а)на уровне экзаменационной отметки за выпускной экзамен, если положительная годовая отметка ниже экзаменационной;

б)на уровне годовой, если положительная экзаменационная отметка ниже годовой;

в)как среднее арифметическое экзаменационной и годовой отметок, если разница между годовой и экзаменационной отметками составляет два и более балла.

При получении экзаменационной отметки «0» баллов не может быть выставлена положительная итоговая отметка.

В случае разногласия между членами экзаменационной комиссии в оценивании письменной работы или устного ответа, а также при выставлении итоговой отметки вопрос решается большинством голосов с обязательной записью в протокол выпускного экзамена мнений членов комиссии, которые не согласны с выставленной отметкой. При равном количестве голосов преимущество отдаётся предложению в пользу ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

по проведению выпускных экзаменов по учебному предмету «Математика» по завершении обучения и воспитания

на II и III ступенях общего среднего образования

 

Общие положения

Выпускной экзамен для учащихся IX классов по завершении обучения и  воспитания  на  II  ступени  общего  среднего  образования  и  выпускной экзамен для учащихся XI классов по завершении обучения и воспитания на III  ступени  общего  среднего  образования  проводится в форме письменной контрольной работы. 

Учащиеся  9,  11  классов  учреждений  общего  среднего  образования, реализующих  образовательную  программу  базового  образования  и образовательную  программу  среднего  образования  по  учебному  предмету «Математика»  на  базовом  уровне  и  учащиеся  11  классов  учреждений образования,  реализующих  образовательную  программу  среднего образования  по  математике  на  повышенном  уровне,  выполняют экзаменационную работу по математике по разным заданиям.

Выпускной экзамен по математике за период обучения и воспитания на II  ступени  общего  среднего  образования  в  учреждениях  образования, реализующих образовательную программу базового образования, проводится по  «Сборнику  заданий  для  выпускного  экзамена  по  учебному  предмету «Математика»  на  уровне  общего  базового  образования»  издательства «Национальный  институт  образования»,    2017  год издания  (на белорусском и русском языках).

Выпускной экзамен по математике за период обучения и воспитания на III  ступени  общего  среднего  образования  в  учреждениях  образования, реализующих образовательную программу среднего образования, проводится по  текстам  «Сборника  заданий  для  выпускного  экзамена  по  учебному предмету  «Математика»  на  уровне  общего  среднего  образования» издательства  «Национальный  институт  образования»,  2017  год издания (на белорусском и русском языках).

Экзаменационная  работа  по  математике  за  период  обучения  и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования состоит из 10 заданий  в  двух  вариантах  по  два  задания  на  каждый  уровень  усвоения учебного материала.

Независимо от количества учащихся, сдающих экзамен по математике, задания выполняются в двух вариантах.

В соответствии с пунктом 63 Правил проведения аттестации учащихся при  освоении  содержания  образовательных  программ  общего  среднего образования,  утвержденных  постановлением  Министерства  образования Республики  Беларусь  от  20.06.2011  №  38  (далее  –  Правила  проведения аттестации),  тексты  и  задания  для  проведения  выпускных  экзаменов  по завершении  обучения  и  воспитания  на  II  и  III  ступенях  общего  среднего образования объявляются через средства массовой информации.

Организация и проведение экзаменов

Выпускной  экзамен  по  математике  проводится  в  письменной  форме, начинается в 9 часов.

За  период  обучения  и  воспитания  на  II  ступени  общего  среднего образования  на  проведение  выпускного  экзамена  по  математике  отводится 4  астрономических  часа,  за  период  обучения  и  воспитания  на  III  ступени общего  среднего  образования  –  5  астрономических  часов  с  момента доведения текстов заданий до выпускников.

Экзаменационная  работа  выполняется  на  русском  или  белорусском языке, в зависимости от того, на каком языке велось преподавание предмета. При сдаче выпускных экзаменов учащимся выдаются листы бумаги со штампом  учреждения  образования  для  выполнения  письменной  работы  и черновых  записей. Желательно  учащимся  выдавать не  менее  трех двойных листов  бумаги,  вложенных  один  в  другой,  и  столько  же  на  черновик.  На листах обязательно должны быть поля. Учащиеся, претендующие на медаль, выполняют  экзаменационную  работу  в  тетради  (листы  оставить скрепленными).

Один из членов экзаменационной комиссии делает ксерокопии текстов экзаменационной работы в двух вариантах по количеству учащихся в классе, другой  –  подписывает  экзаменационные  работы  с  учащимися.  Образец подписи экзаменационной работы необходимо записать на доске. Титульный  лист  экзаменационной  работы  по  завершении  обучения  и воспитания  на  II,  III  ступенях  общего  среднего  образования  оформляются следующим образом:

на оттиске штампа учреждения образования пишется дата проведения

экзамена (например: 1 июня 2017 года);

от штампа учреждения образования пропускаются 4 клетки вниз и на середине титульного листа делается следующая запись:

Экзаменационная работа

по математике

учащегося 9„А“ класса

Иванова Сергея Петровича

Экзаменационная работа

по математике

учащейся 11 „А“ класса

Ковалевской Светланы Ивановны

В конце записи точка не ставится.

На  второй  странице  в  середине  первой  строки  записывается  номер варианта (например: Вариант 1, Вариант 2).

Подпись черновика: пишется слово «Черновик» и фамилия учащегося.

На  выпускные  экзамены  учащимся  (в  том  числе  и  учителям)  не разрешается приносить тетради, учебники, учебные и справочные материалы. На экзамене не разрешается пользоваться калькулятором, мобильным телефоном, иными средствами связи и электронными носителями.

Учащиеся могут в случае необходимости по одному выйти из кабинета, где  проводится экзамен,  с  разрешения  экзаменационной  комиссии,  сдав работу  и  черновик.  Члены  комиссии  на  черновике  (или  в  тетради  члена экзаменационной комиссии) фиксируют время отсутствия учащегося.

Учащиеся,  выполнившие  письменную  работу,  сдают  ее  вместе  с черновиком  экзаменационной  комиссии.  Учащиеся,  которые  не  выполнили письменную  работу  в  отведенное  время,  сдают  ее  незаконченной. Письменные  работы  учащихся  после  завершения  выпускных  экзаменов хранятся в сейфе у руководителя учреждения образования и выдаются им для проверки экзаменационным комиссиям.

Требования к оформлению экзаменационных работ по математике

Оформление записей при решении математической задачи может быть разным.  Никаких  специальных  требований  к  оформлению  решений  не должно  предъявляться. 

Ни  в  одном  учебном  пособии  не  дан  обязательный для воспроизведения всеми учащимися стандартный образец записи решения какого-либо  задания  и  необходимых  к  нему  пояснений.  При  объяснении учебного  материала,  при  ознакомлении  учащихся  с  новыми  методами решения  задач  учителю  необходимо  показывать  образцы  оформления записей.  Важно,  чтобы  учащиеся  видели  различные  способы  ведения записей, каждый из которых является достаточно грамотным и правильным.  Не следует требовать от учащихся излишне развернутых обоснований. Надо  обосновывать  все  то,  что  не  является  очевидным  по  ходу  решения  и объяснять  дополнительные  построения,  если  они  выполняются.  Степень детализации выкладок и теоретических обоснований определяется в каждом конкретном случае характером задания, способностями учащегося, уровнем его математической подготовки.

Основными    требованиями  к  решению  математической    задачи является его математическая правильность и обоснованность. В соответствии с  этим  текст  решения  должен  быть  оформлен  достаточно  подробно  и разборчиво.  Важно,  чтобы  в  записях  были  выделены  основные  этапы выполнения задания, соблюдалась их логическая последовательность.

Задания экзаменационной работы по учебному предмету «Математика» не переписываются учащимися. Учащиеся могут выполнять задания в любом порядке.

Требования к решению математической задачи

1.Правильность решения. Решение задачи не должно содержать математических и логических ошибок.

2.  Обоснованность  решения.  Пояснительный  текст,  сопровождающий решение,  должен  содержать  ссылки  на  аксиомы,  теоремы,  следствия, определения.  Отсутствие  обоснований  может  привести  к  неверным результатам.  Однако  важно  уметь  отличать  существенное  от несущественного  при  записи  пояснительного  текста.  Например,  нет

необходимости  записывать  в  общем  виде  формулы  корней  квадратного уравнения,  тригонометрические  формулы.  Но  должны  быть  проведены обоснования при построении линейного угла двугранного угла и т.д.

3. Полнота решения. При решении математической задачи должны быть рассмотрены все случаи, если это допускает ее условие. Неполнота решения является существенным недостатком при решении задачи.

4. Рациональность решения. Если задача допускает несколько способов решения и с ними знаком ученик, то весьма желательно, чтобы приводилось рациональное  решение.  Например,    при  решении  квадратного  неравенства  ученик раскладывает левую часть неравенства на множители, а затем сводит решение к совокупности двух систем неравенств  – такое решение является нерациональным.

5.  Соблюдение  правил  правописания.  Запись  решения  математической задачи  не  должна  содержать  орфографических,  пунктуационных, грамматических и речевых ошибок. Если таковы имеются в работе, то они должны исправляться учителем математики. 

Перенос  формулы  или  выражения  с  одной  строки  на  другую  разрешается производить только на знаках сложения, вычитания, умножения и равенства.

При переносе, знаки «+», «-» и «=» повторяются на следующей строке, знак  умножения заменяется «х», который тоже повторяется на следующей строке. 

При  оформлении  решения  необходимо  правильно  располагать  черту дроби и знак равенства относительно нее. Черта дроби не разрывается.

Единицы  измерения  записывают  в  соответствии  с  международной системой измерений.

Недопустимо сокращение слов в рассуждениях.

Нельзя  слова  «следовательно»,  «значит»,  «треугольник», «параллельно» и т.д. в тексте заменять математическими знаками. 

Математическая  символика  должна  использоваться  уместно  и грамотно.

В  конце  решения  должен  быть  записан  ответ.  В  задачах  на доказательство, исследование или построение – вывод.

Общие  требования  культуры  ведения  записей  в  экзаменационной работе:

- всякая новая мысль начинается с красной строки;

- записи  ведутся  аккуратно,  разборчивым  почерком,  используя

- шариковую ручку с пастой синего или фиолетового цвета;

- не  допускается  использование  фломастеров,  наклеек,  цветных стержней, корректора;

- между номером задания, решением и ответом пропускается одна клетка вниз;

- построение  геометрических  фигур,  графиков  функций,  выполнение рисунков осуществляется только с помощью карандаша, линейки и циркуля, шаблонов;

- для  выставления  отметки  отводится  4  клетки  между  последней строчкой записи учащегося в экзаменационной работе и подписями членов экзаменационной комиссии.

О записи решения геометрической стереометрической задачи

1.  Текст задачи. Полная запись текста задачи в контрольной работе допускается.  Иногда  учащийся  решает  задачу,  опустив  какое-либо  данное задачи  или  изменив  его.  При  записи  текста  задачи  в  чистовике  также происходит усвоение ее условия и требования.

2.  Краткая  запись  текста  задачи.  При  решении  некоторых  задач полезно делать краткую запись условия и требования задачи. В то же время необходимо  иметь  в  виду,  что  краткая  запись  текста  задачи  не  является самоцелью; поэтому ее не следует превращать в закон. В тех случаях, когда оформление такой записи становится громоздкой, от нее нужно отказаться.

3.  Чертеж к задаче. Чертеж выполняется от руки или с помощью линейки,  пользуясь  правилами  изображения  пространственных  фигур  – параллельным  проектированием.  Выполненный  чертеж  должен соответствовать  тексту  задачи. 

Изображение пространственной фигуры считается  верным,  если  оно  дает  наглядном  представление  об  оригинале  и позволяет  производить  дополнительные  построения.  Однако  следует  четко понимать:  все,  что  «увидено»  из  чертежа,  должно  быть  обосновано.  В отдельных  случаях  можно  делать  «выносные»  рисунки,  сохраняя  полное соответствие в обозначении элементов.

4.  О  записи  решения  задачи.  Запись  решения  должна  быть аккуратной,  грамотной,  четкой  и  полной.  От  учащегося  требуется обоснование  хода  решения  задачи.  Оно  может  быть  проведено  в  виде связного  рассказа  или  в  виде  схематической    записи.  В  процессе  решения важно  обосновать  данные  в  условии  задачи,  которые  используются  при решении:  линейные  углы  двугранных    углов,  положение  и  форма  граней, угол  между  прямой  и  плоскостью,  расстояния    и  т.д. 

Нужно  обосновывать

все то, что не является очевидным по ходу решения. Необходимо объяснять дополнительные  построения,  если  они  выполнялись.  Обоснования проводятся ссылками на соответствующие математические факты.

Проверка экзаменационных работ

При  проверке  экзаменационных  работ  учащихся  экзаменационные комиссии  руководствуются  Нормами  оценки  результатов  учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Математика», Метадычнымi рэкамендацыямi па фармiраваннi культуры вуснага i пiсьмовага маўлення ва ўстановах  адукацыi,  якiя  рэалiзуюць  адукацыйныя  праграмы  агульнай сярэдняй  адукацыi.  Проверка  экзаменационных  работ  осуществляется  в учреждении образования.

На  полях  листа  экзаменационной  работы  напротив  каждого выполненного  задания  отмечается  количество  баллов,  которым  оценен результат  (итог)  выполнения  этого  задания.  После  решения  последнего задания на полях записывается суммарное количество баллов за выполнение всех  заданий,  которое  без  округления  переводится  в  соответствующую отметку. Отметка выставляется на этой же  строке.

В  экзаменационных  работах  логические,  речевые,  алгоритмические ошибки  и  ошибки  в  содержании  подчеркиваются  в  том  месте,  где  они допущены.  Все  остальные  ошибки,  в  том  числе  орфографические, пунктуационные,  учитель  зачеркивает,  подчеркивает,  надписывает правильный  вариант.  При  этом  орфографические,  пунктуационные  ошибки не учитываются при выставлении отметки.

При  проверке  работ  оценивается  правильность  решения  –  решение задачи не должно содержать математических и логических ошибок.  Среди  математических  ошибок  различают  существенные  (грубые)  и несущественные (негрубые) ошибки.  К  существенным  (грубым)  ошибкам  относятся  ошибки, свидетельствующие  о  том,  что  учащийся  не  знает  формул,  не  усвоил математические понятия, правила, утверждения, не умеет оперировать ими и применять к выполнению заданий и решению задач.

А именно:

а)  незнание,  непонимание  определений  основных  математических понятий,  формулировок  теорем,  формул,  которые  предусмотрены  учебной программой;

б)  незнание  сущности  математических  понятий,  математических величин;

в) неумение решать простейшие задания;

г) неумение строить графики элементарных функций;

д)  неправильное  применение  методов,  способов,  приемов  решения задач.

К  несущественным  (негрубым)  ошибкам  относятся  ошибки, свидетельствующие  о  недостаточно  полном  или  недостаточно  прочном усвоении  знаний  и  умений  или  об  отсутствии  знаний,  не  считающихся  по программе  основными,  то  есть  отдельные  ошибки  вычислительного характера,  погрешности  в  формулировке  вопросов,  определений, математических  утверждений,  небрежное  выполнение  записей,  чертежей, рисунков,  графиков,  схем,  диаграмм,  таблиц.  Такого  рода  ошибки  не приводят к  искажению  смысла  задания  и  его  выполнения  и  не  влияют  на ответ.

Например:

неточность определений, формулировок, теорем, формул;

недостаточное обоснование существенных утверждений решения;

исключение без объяснения одного из корней уравнения;

построение графика линейной функции по трем точкам;

запись ответа с иррациональностью в знаменателе;

запись ответа в виде сократимой или неправильной дроби;

нарушены правила изображений фигур;

небрежность и неаккуратность записей, рисунков, чертежей;

изображение отрезка, концами которого являются штрихи;

(0; 8). Ответ при решении неравенства записан в виде x

Логические ошибки – это ошибки в рассуждениях и доказательствах, вызванные  нарушением  правил  и  законов  логики.  Они  чаще  всего обусловлены  неправильным  употреблением  логических  связок  «и»,  «или», «если…,  то…»,  недостаточным  осознанием  понятий  «логическое следование»,  «логическая  равносильность»,  нечетким  пониманием  идеи доказательства методом от противного и т.д.

При  оценивании  экзаменационных  работ  учитывается  характер допущенных  существенных  и  несущественных  ошибок.  Количество баллов за выполнение задания снижается на 10 % за каждую несущественную или логическую ошибку. Если при выполнении задания допущена существенная ошибка, то задание считается невыполненным.

В  случае  разногласий  между  членами  экзаменационной  комиссии  в

оценивании письменной работы учащегося  вопрос решается  большинством голосов  с  обязательной  записью  в  протокол  выпускного  экзамена  мнений членов  комиссии,  которые  не  согласны  с  выставленной  отметкой.  При равном  количестве  голосов  преимущество  отдается  предложению  в  пользу учащегося.

Экзаменационные  работы  учащихся  после  проверки  и  выставления отметки  в  баллах  подписывают  председатель  и  члены  экзаменационной комиссии.

Образец:

по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего

образования:

Председатель экзаменационной комиссии     (подпись) Т.Н.Иванова

Члены экзаменационной комиссии:                (подпись) В.И.Сорока

                                                                         (подпись) И.Ф.Петров

за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего

образования:

Председатель экзаменационной комиссии      (подпись) Т.Н.Иванова

Члены экзаменационной комиссии:                (подпись) В.И.Сорока

                                                                         (подпись) И.Ф.Петров

                                                                         (подпись) Г.Ф.Сакович

Подписи  членов  экзаменационных  комиссий  обязательно  ставятся  на той  странице,  где  стоит  отметка.  Если  подписи  не  вмещаются  –  писать  на полях, страницу не переворачивать.

Результаты оценивания письменных работ учащихся экзаменационная комиссия вносит в протокол выпускного экзамена. Протокол подписывается членами экзаменационной комиссии. Отметки,  полученные  учащимися  на  выпускном  экзамене  по математике в письменной форме, объявляются учащимся не позднее, чем за один день до проведения следующего экзамена.

Экзаменационная  комиссия  выставляют  кроме  экзаменационной отметки и итоговую отметку с учетом годовой и экзаменационной.

По решению экзаменационной комиссии итоговая отметка может быть

выставлена:

-  на уровне экзаменационной, если положительная годовая отметка ниже  экзаменационной;

-  на уровне годовой, если положительная экзаменационная отметка ниже годовой;

- как среднее арифметическое экзаменационной и годовой отметок, если разница между годовой и экзаменационной отметками составляет два и более балла.

При получении экзаменационной отметки «0» баллов не может быть  выставлена положительная итоговая отметка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации и проведению обязательного выпускного экзамена по учебному предмету “История Беларуси” по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования

 

I. Общие положения

Цель обязательного выпускного экзамена по учебному предмету “История Беларуси” по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования – оценка уровня усвоения выпускниками содержания учебного предмета в соответствии с требованиями учебной программы.

С 2016/2017 учебного года на выпускном экзамене будет проверяться усвоение учащимися содержания учебного предмета «История Беларуси» за период обучения на ІІ и III ступенях общего среднего образования                         (с древнейших времен до наших дней).

На экзамене оценивается:

знание теоретического учебного материала и умение работать с ним (объяснение исторических понятий и теоретических выводов с помощью фактов; соотнесение исторических событий с процессом; объяснение причинно-следственных связей между фактами);

знание фактологического учебного материала и умение работать с ним (сравнение исторических событий; обобщение исторических фактов и формулирование на этой основе выводов; характеристика деятельности исторических личностей и творчества деятелей культуры);

хронологические знания и умения (определение хронологических рамок исторических событий, процессов, определение их последовательности, синхронности, выделение в них этапов и периодов);

картографические знания и умения (определение местоположения различных объектов на исторической карте; использование исторической карты как источника информации; характеристика геополитического положения страны);

знание исторических документов и умение работать с документальными материалами (поиск исторической информации в документальных материалах, анализ содержания документа; характеристика позиции автора исторического первоисточника);

знание различных точек зрения на одни и те же исторические события, процессы, деятельность их участников и умение соотносить оценки (сравнение их аргументации, выявление в них общего и различного; определение и обоснование собственного мнения).

Организация и проведение экзамена регламентируется следующими документами:

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.

2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 “Аб зацвярджэнні Палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыі”.

3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38 “Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь” (далее – Правила).

4. Постановление Министерства образования от 20.06.2016 года№ 48 “Об установлении перечня учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, форм проведения выпускных экзаменов при проведении в 2016/2017 учебном году итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования”.

5. Учебные программы:

Всемирная история. История Беларуси. V–XI классы. Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск: НИО, 2012;

Сусветная гісторыя. Гісторыя Беларусі. V–XI класы. Вучэбныя праграмы для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. – Мінск: НІА, 2012.

Всемирная история. История Беларуси: учебные программы // Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. X класс (базовый уровень). – Минск: НИО, 2015;

Сусветная гісторыя. Гісторыя Беларусі: вучэбныя праграмы // Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. X клас (базавы ўзровень). – Мінск: НIА, 2015;

Всемирная история. История Беларуси: учебные программы // Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. X класс (повышенный уровень). – Минск: НИО, 2015.

Сусветная гісторыя. Гісторыя Беларусі: вучэбныя праграмы // Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. X клас (павышаны ўзровень). – Мінск: НIА, 2015;

Всемирная история. История Беларуси: учебные программы // Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. XI класс (базовый уровень). – Минск: НИО, 2016;

Сусветная гісторыя. Гісторыя Беларусі: вучэбныя праграмы // Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. XI клас (базавы ўзровень). – Мінск: НIА, 2016;

Всемирная история. История Беларуси: учебные программы // Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. XI класс (повышенный уровень). – Минск: НИО, 2016.

Сусветная гісторыя. Гісторыя Беларусі: вучэбныя праграмы // Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. XI клас (павышаны ўзровень). – Мінск: НIА, 2016;

6. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету “История Беларуси” (приказ Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674).

II. Содержание экзамена

Экзамен по учебному предмету “История Беларуси” будет проводиться по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь. Каждый билет включает три вопроса.

По первому и второму вопросу учащиеся представляют устный развернутый ответ. Третий вопрос направлен на выявление уровня сформированности у выпускников следующих умений:

синхронизации событий, процессов истории Беларуси и всемирной истории с определением общего и различного;

соотнесения исторических событий с общественно-историческим процессом;

сравнения исторических событий по предложенным (базовый уровень) или самостоятельно определенным критериям (повышенный уровень);

объяснения причинно-следственных связей между историческими событиями, явлениями, процессами;

раскрытия содержания исторических терминов;

анализа содержания исторического документа;

анализа статистических данных;

характеристики деятельности исторической личности;

характеристики творчества деятеля науки (культуры);

характеристики социально-экономического (геополитического) положения Беларуси с опорой на историческую карту;

характеристики исторической тематики в произведениях белорусской литературы и искусства.

Содержание третьего вопроса разрабатывается учителем и утверждается руководителем учреждения образования не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов.

При подготовке заданий для третьего вопроса экзаменационных билетов рекомендуется подбирать источники информации, которые не содержат развернутой характеристики изучаемых событий. Такими источниками информации могут быть документальные материалы (выдержки из хрестоматий, свидетельства и воспоминания об исторических событиях); статистические материалы (представленные в таблицах или текстах данные социально-экономического развития); учебные настенные карты по истории, имеющие гриф Министерства образования Республики Беларусь.

Примеры конструирования заданий для третьего вопроса экзаменационных билетов представлены в пособиях:

Паноў С.В., Ярашэвіч Л.А. Зборнік заданняў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце “Гісторыя Беларусі”. 11 клас. Дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. – Мінск: Аверсэв, 2015.

Панов С.В., Ярошевич Л.А. Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси». 11 класс. Пособие для учителей учреждений общего среднего образования с русским языком обучения.– Минск: Аверсэв, 2015;

Паноў С.В., Ганушчанка Н.М. Гісторыя Беларусі: практычныя заданні для падрыхтоўкі да абавязковага выпускнога экзамену. Дапаможнік для вучняў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. – Мінск: Аверсэв, 2016;

Панов С.В., Ганущенко Н.Н. История Беларуси: практические задания для подготовки к обязательному выпускному экзамену. 11 класс. Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск: Аверсэв, 2016;

Паноў С.В., Ганушчанка Н.М., Ярашэвіч Л.А. Зборнік практычных заданняў да выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце “Гісторыя Беларусі” за перыяд навучання і выхавання на ІІІ ступені агульнай сярэдняй адукацыі. – Мінск: Аверсэв, 2017.

Панов С.В.,Ганущенко Н.Н., Ярошевич Л.А. Сборник практических заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» за период обучения и воспитания на ІІІ ступени общего среднего образования. – Минск: Аверсэв, 2017.

Вышеуказанные учебные издания рекомендуется использовать учителям при составлении третьих заданий экзаменационных билетов и учащимся при подготовке к выпускному экзамену.

При разработке третьих вопросов рекомендуется также использовать следующие учебные издания и учебно-методическую литературу:

Гісторыя Беларусі са старажытных часоў да сярэдзіны ХІІІ ст. 6 клас. Хрэстаматыя / С.М.Цемушаў. – Мінск: Народная асвета, 2012;

Гісторыя Беларусі, другая палова XVI – канец XVIII ст. 8 клас. Хрэстаматыя / В.А. Белазаровіч. – Мінск: Белы вецер, 2015.

Гісторыя Беларусі, 1917–1945 гг. 10 клас. Хрэстаматыя / пад рэд. А.А. Кавалені. – Мінск: Пачатковая школа, 2009;

Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны). Хрестоматия / сост. А.А. Коваленя, М.А. Краснова, В.И. Лемешонок, С.Е. Новиков; науч. ред. А.А. Коваленя. – Минск: Белорус. наука, 2008.

Гісторыя Беларусі, другая палова 1940–х гг. – пачатак ХХІ ст. 11 клас. Хрэстаматыя / В.М.Фамін, С.В.Паноў, Т.Ф. Ходзіна. – Мінск: Народная асвета, 2009.

Гінчук В.В. Гісторыя Беларусі: тэставыя і рознаўзроўневыя заданні: 10–11 класы: дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / В.В. Гінчук. – Мінск: Сэр-Вит, 2012.

Корзюк А.А. Выкарыстанне дакументальнага матэрыялу ў працэсе навучання гісторыі. – Беларускі гістарычны часопіс. – 2012. – № 8.

Корзюк А.А. Лакалізацыя гістарычных фактаў у часе: асноўныя метадычныя прыемы. – Беларускі гістарычны часопіс. – 2013. – № 3.

Корзюк А.А. Лакалізацыя гістарычных фактаў у прасторы: асноўныя метадычныя прыемы. – Беларускі гістарычны часопіс. – 2013. – № 4.

Корзюк А. Выкарыстанне вусных крыніц пры навучанні гісторыі. Беларускі гістарычны часопіс. – 2014. – № 12.

Корзюк А. Выкарыстанне сродкаў выяўленчай нагляднасці на ўроках гісторыі.Беларускі гістарычны часопіс. – 2014. – № 3.

Для организации самостоятельной подготовки учащихся к экзамену и разработкизаданий для третьего вопроса экзаменационных билетов можно использовать материалы, размещенные в журнале «Гісторыя і грамадазнаўства»:

Кудрявцева С.А. Интеллект-карты. Готовимся к обязательному выпускному экзамену по истории Беларуси. ХІ класс. – 2016. – № 3.

Кудрявцева С.А., Ганущенко Н.Н. Готовимся к обязательному экзамену по истории Беларуси. – 2016. – № 3.

Паноў С.В. Дыдактычнае канструяванне практычных заданняў да абавязковага выпускнога экзамену па гісторыі Беларусі: тыповыя недахопы і іх пераадоленне. – 2016. – № 4.

Ярошевич Л.А. Алгоритм подготовки обучающихся к обязательному экзамену по истории Беларуси: разработка и перспективы реализации. – 2016. – № 4.

Обращаем внимание на то, что при подготовке учащихся XI класса к выпускному экзамену по истории Беларуси целесообразно учесть результаты мониторинга выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси», проведенного в июне 2015 г. (опубликованы в журнале «Гісторыя і грамадазнаўства» (№3, 2016)).

На выпускном экзамене по истории Беларуси учащиеся могут пользоваться репродукциями произведений искусства и следующими учебными настенными картами, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь:

1. Каменны век на тэрыторыі Беларусі (100 – 35 тыс. гадоў назад – канец 3-га тысячагоддзя да н. э.)

2. Бронзавы век на тэрыторыі Беларусі (пачатак II тыс. да н. э. – VIII ст. да н. э.)

3. Жалезны век на тэрыторыі Беларусі (VII ст. да н. э. – V ст. н. э.)

4. Балцкае і славянскае насельніцтва ва Ўсходняй Еўропе ў V-IX ст.

5. Беларускія землі ў IX – першай палове XIII ст.

6. Утварэнне Вялікага Княства Літоўскага (каля 1245 – 1316 гг.)

7. Вялікае Княства Літоўскае (XIV – XV стст.)

8. Вялікае Княства Літоўскае ў канцы XV – першай палове XVI ст. (да Люблінскай уніі)

9. Беларускія землі ў складзе Вялікага Княства Літоўскага ў XVI ст.

10. Беларускія землі ў другой палове XVI ст. Утварэнне Рэчы Паспалітай.

11. Рэч Паспалітая ў канцы XVI – сярэдзіне XVIII ст.

12. Казацка-сялянская вайна (1648 – 1651 гг.). Вайна Расіі і Рэчы Паспалітай (1654 – 1667 гг.)

13. Беларускія землі ў сярэдзіне XVII – XVIII ст.

14. Беларускія землі ў канцы XVIII ст.

15. Беларускія землі ў складзе Расійскай імперыі ў першай палове XIX ст.

16. Беларусь у перыяд Першай сусветнай вайны

17. Лютаўская і Кастрычніцкая рэвалюцыі на тэрыторыі Беларусі.

18. Барацьба супраць ваеннай інтэрвенцыі на тэрыторыі Беларусі (1918-1921 гг.).

19. Беларусь у 1919 – 1939 гг. Фарміраванне тэрыторыі рэспублікі.

20. Беларусь у пачатку Другой сусветнай вайны (01.09.1939–21.06.1941 гг.).

21. Акупацыйны рэжым на тэрыторыі Беларусі (1941–1944 гг.).

22. Партызанская і падпольная барацьба на акупіраванай тэрыторыі Беларусі (1941 – 1944 гг.)

23. Вызваленне Беларусі ад нямецка–фашысцкіх захопнікаў (верасень 1943 г. – жнівень 1944 г.).

24. Аднаўленне народнай гаспадаркі БССР у першае пасляваеннае дзесяцігоддзе

25. БССР у 1955–1991 гг

26. Беларусь у 90–х гг. XX – пачатку XXI ст.

27. Первая мировая война

28. Россия в 1917 г. Февральская и Октябрьская революция

29. Гражданская война и иностранная интервенция в Советской России (1917 – 1922 гг.)

30. СССР в 20 – 30-е годы XX в.

31. Вторая мировая война (01.09.1939 г. – 02. 09.1945 г.)

При необходимости на выпускном экзамене можно использовать и другие учебные настенные карты по учебному предмету “Всемирная история”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
ВЫПУСКНОГО ЭКЗАМЕНА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ “ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК” ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОБУЧЕНИЯ И  ВОСПИТАНИЯ НА III СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

  1. Общие положения


Объектом итоговой аттестации учащихся по учебному предмету «Иностранный язык» является коммуникативная компетенция – владение совокупностью речевых, языковых, социокультурных норм изучаемого языка, компенсаторных и учебно-познавательных умений, позволяющих осуществлять межкультурную коммуникацию. На экзамене определяется уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся и на этой основе оценивается качество подготовки выпускников учреждений общего среднего образования по иностранному языку.
На экзамене учащиеся должны продемонстрировать:
– знание лексических единиц, устойчивых словосочетаний, грамматических явлений продуктивного и рецептивного минимумов, особенностей произношения и ритмико-интонационного оформления основных коммуникативных типов предложения, предусмотренных учебной программой, и умение пользоваться ими;
– умение воспринимать и понимать устную речь на слух при непосредственном общении и в звукозаписи;
– владение устной речью: умение вести беседу, дать совет, выразить пожелание; комментировать увиденное, услышанное, прочитанное, используя отдельные реплики и развернутые высказывания;
логично и последовательно делать сообщение и высказывать оценочные суждения относительно услышанного, прочитанного.
Экзамен проводится в устной форме.
Билеты для проведения экзамена ежегодно утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.
Организация и проведение экзамена регламентируется следующими документами:
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 ”Аб зацвярджэнні Палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыі“.
3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38 ”Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь“ (далее - Правила).
4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12.07.2012 №77 ”Об установлении перечня учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, форм проведения выпускных экзаменов при проведении в 2012/2013 учебном году итоговой аттестации
учащихся, при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования“.
5. Образовательный стандарт ”Общее среднее образование. Иностранный язык. III – XI классы“ ( далее - образовательный стандарт).
6. Концепция учебного предмета ”Иностранный язык“.
7. Учебные программы:“Замежныя мовы: англійская, нямецкая, французская, іспанская,
кітайская” для III–XI класаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з
беларускай мовай навучання. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2012; “Иностранные языки: английский, немецкий, французский, испанский, китайский” для III–XI классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск: Национальный
институт образования, 2012 (далее - учебная программа).                                                                 8. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по иностранному языку.
 

  1. Содержание экзамена

 

Содержание экзамена определяется в соответствии с целями и задачами обучения, требованиями к уровню подготовки учащихся по иностранному языку по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования.
Экзамен включает три этапа.
Первый этап: собеседование по прочитанному тексту.
На данном этапе экзамена проверяются умения чтения, понимания прочитанного, комментария и высказывания суждения по полученной информации, а также умения понимания речи на слух в беседе с членами экзаменационной комиссии.
Содержание заданий:
1) Краткое определение основного содержания текста. Например: О чем говорится в тексте? Какова основная идея текста?
2) Извлечение из текста запрашиваемой информации. Например: Найди в тексте ответ на вопрос «…..» и прочти его.
3) Извлечение из текста отдельных фактов и значимых деталей. Например: Что…? Где…? Когда…? Как…? Куда…?
4) Извлечение из текста фактов, описание которых требует от учащегося развернутого аргументированного высказывания. Например: Зачем? Почему? Отчего? Как ты думаешь….
Второй этап: собеседование по прослушанному тексту.
На данном этапе экзамена проверяются умения восприятия и понимания устной речи в звукозаписи, извлечения из прослушанного текста запрашиваемой информации и её комментария.
Содержание собеседования направлено на определение степени понимания прослушанного текста: адекватное понимание текста в целом, определение его главной идеи и вычленение деталей.
Например: Кто…? Что…? Где…? Когда…? Как…? Куда…? Почему…? В связи с чем…?
Третий этап: беседа по ситуации общения, предлагаемой членами экзаменационной комиссии.
Задача данного этапа экзамена заключается в проверке умений монологической и диалогической речи. Содержание выполняемых учащимся заданий направлено на стимулирование его к спонтанной речи. Оно включает в себя вопросы, реакция на которые требует от учащегося использования отдельных реплик и развернутых высказываний относительно услышанного.
Рекомендуемое содержание заданий:
1. Задание, выполняя которое учащийся имеет возможность опереться на изученный в процессе обучения материал. Например: Давай поговорим о здоровом образе жизни. Ты следишь за своим здоровьем? Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым?
2. Задание уточняющего характера, содержание которого касается личного опыта учащегося и предполагает утвердительную или отрицательную реплику, которую нужно прокомментировать. Например: Согласен ли ты с мнением о том, что курение действительно опасно для здоровья человека? Почему?
3. Задание, побуждающее учащегося инициировать беседу, проявить заинтересованность в чем-то, задать встречные вопросы.  Например: Представь, что ты беседуешь с зарубежным сверстником о здоровом образе жизни. Что бы ты у него спросил прежде всего ?
4. Задание, побуждающее учащегося дать совет, аргументированную рекомендацию. Например: В школе есть ребята, которые курят. Посоветуй, что нужно сделать, чтобы они поняли, что это вредно.
5. Задание, требующее от учащегося выражения своей точки зрения, рассуждения о фактах, событиях, приведения примеров и аргументов. Например: Тебе приходилось пропагандировать здоровый образ жизни среди молодых людей? Если да, расскажи, как ты это делал. Если нет,
как ты это сделаешь?

 

  1. Рекомендации по организации и проведению этапов экзамена


Собеседование с учащимся по прочитанному тексту
1. Предлагаемый текст для чтения должен быть аутентичным (научно-популярный, публицистический, художественный) и отвечать следующим требованиям:
·соответствовать предметно-тематическому содержанию учебной программы;
·характеризоваться смысловой законченностью, связностью и цельностью;
·не быть перегруженным терминами, именами собственными, цифровыми данными;
·соответствовать уровню подготовки учащихся, определенному образовательным стандартом и учебной программой.
2. Объем текста должен составлять до 2200 печатных знаков с пробелами. Тексты для чтения могут включать до 4 % незнакомых слов, о значении которых можно догадаться из контекста.
3. Тексты печатаются шрифтом Times New Roman, кегль – 14.
4. Время на подготовку к ответу – до 20 минут. Во время ответа учащийся имеет право пользоваться текстом. Задания (четыре) для подготовки к собеседованию предлагаются учащемуся вместе с текстом.
5. Пользование словарем не предусмотрено. Собеседование с учащимся по прослушанному тексту
1. Для прослушивания используются следующие функциональные
типы аудиотекстов:
·рассказ;
·фрагмент радиопередачи;
·прогноз погоды, программа новостей, спортивная сводка;
·объявление по радио, телевидению, в аэропорту, на вокзале, в
общественном транспорте;
·диалог;
·интервью, репортаж, информационная реклама;
·инструкция-объяснение.
2. Длительность звучания текста составляет до 1,5 минут.
3. Задания для подготовки к собеседованию, имена собственные,
сложные для восприятия слова предлагаются учащемуся перед первым
прослушиванием текста в печатной форме.
4. Во время второго прослушивания разрешается делать пометки.
5. Время на подготовку к ответу составляет до 10 минут.
Беседа с учащимся по предложенной ситуации общения.
1. Тематика предлагаемых для беседы ситуаций определяется в соответствии с предметно-тематическим содержанием, указанном в образовательном стандарте и учебной программе.
2. Учащегося не знакомят с содержанием беседы предварительно. Задания (пять) предъявляются ему непосредственно во время беседы.
***
Одновременно в аудитории может находиться до четырех учащихся.
Последовательность этапов экзамена строго не регламентируется, а определяется экзаменационной комиссией.
Рекомендуется наличие в аудитории специалиста, организующего индивидуальное прослушивание аудиотекстов для каждого учащегося. 
 

 

  1. Рекомендации по оцениванию ответа

 

Каждый этап экзамена оценивается отдельно с учетом уровня сформированности коммуникативной компетенции учащегося*.
Итоговая экзаменационная отметка выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных на каждом этапе экзамена.
В соответствии с Правилами, если учащийся не ответил по билету, экзаменационная комиссия по его просьбе может разрешить ответить по другому билету. При этом в протокол выпускного экзамена вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает экзаменационная комиссия.
Отметки, полученные учащимися на экзамене, объявляются учащимся после его окончания.


V. Требования к формированию экзаменационной комиссии


Экзамен проводит экзаменационная комиссия, которая формируется в соответствии с Правилами.
В состав экзаменационной комиссии входит председатель комиссии (руководитель учреждения образования, либо его заместитель по основной деятельности, либо учитель иностранного языка высшей квалификационной категории) и три члена комиссии из числа учителей, преподающих иностранный язык, по которому проводится экзамен.
Председателем экзаменационной комиссии не может быть учитель, преподававший в данном классе иностранный язык, по которому проводится выпускной экзамен.
В случае, если в учреждении образования для формирования экзаменационной комиссии нет необходимого количества учителей иностранного языка, по которому проводится выпускной экзамен, то руководитель учреждения образования может привлекать к работе в составе экзаменационных комиссий учителей иностранного языка из иных учреждений образования.


VIРекомендации по техническому оснащению помещений, определенных для проведения экзамена


Помещение, в котором проходит экзамен, должно быть оснащено техническими средствами обучения, позволяющими воспроизводить образцы речи в индивидуальном режиме прослушивания (магнитофоном, компьютером, наушниками, др.).
 

 

 

 

 

 

 VII. Требования к оценке ответа

Критерии оценки ответа на экзамене

Оценка уровня сформированности коммуникативной компетенции

Балл

Экзаменационное задание выполнено полностью.

Ответ характеризуется связностью, логичностью, достаточным объёмом, развёрнутостью. Речь беглая.

Возможны отдельные несущественные лексические и грамматические ошибки, не препятствующие решению коммуникативной задачи.

10

Экзаменационное задание выполнено полностью.

Ответ характеризуется связностью, логичностью, достаточным объёмом, развёрнутостью. Речь беглая.

Допущены несущественные лексические и грамматические ошибки, не препятствующие решению коммуникативной задачи. Иные единичные ошибки исправлялись по ходу ответа самим экзаменуемым.

9

Экзаменационное задание выполнено.

Ответ в целом характеризуется связностью, логичностью, достаточным

объёмом. Речь беглая. Высказывания носят преимущественно развёрнутый характер.

Допущены некоторые лексические и грамматические ошибки, не влияющие на качество решения коммуникативной задачи. Отдельные ошибки исправлялись

по ходу ответа самим экзаменуемым.

8

Экзаменационное задание выполнено.

Ответ в целом характеризуется связностью, логичностью и объёмом, близким к достаточному. Речь недостаточно беглая, высказывания не всегда развёрнутые.

При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый прибегает к компенсаторным умениям.

Допущены лексические и грамматические ошибки, существенно не повлиявшие на качество решения коммуникативной задачи.

7

Экзаменационное задание в основном выполнено.

Ответ характеризуется достаточной связностью и логичностью, но небольшим объёмом высказываний. Речь недостаточно беглая, а высказывания не всегда развёрнутые. В речи встречаются неоправданные паузы, а том числе вызванные затруднениями в подборе языковых средств. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый прибегает к компенсаторным умениям.

Допущены лексические и грамматические ошибки, в том числе повлиявшие на качество решения коммуникативной задачи.

6

Экзаменационное задание частично выполнено.

Ответ характеризуется недостаточной связностью, логичностью, небольшим объёмом высказывания. В речи встречаются неоправданные паузы, а том числе вызванные затруднениями в подборе языковых средств. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый прибегает к компенсаторным умениям.

Допущены существенные лексические и грамматические ошибки, повлиявшие на качество решения коммуникативной задачи.

5

Экзаменационное задание частично выполнено.

Ответ характеризуется недостаточной связностью и логичностью. Речь изобилует паузами. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый не прибегает к компенсаторным умениям.

Допущены грубые лексические и грамматические ошибки, в значительной степени повлиявшие на решение коммуникативной задачи.

4

Экзаменационное задание выполнено фрагментарно.

В ответе отсутствуют связность и логичность. Объём недостаточный. Речь изобилует паузами. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый не прибегает к компенсаторным умениям.

Допущены грубые лексические и грамматические ошибки, в значительной степени повлиявшие на решение коммуникативной задачи.

3

Экзаменационное задание выполнено фрагментарно.

Речь постоянно прерывается паузами. Экзаменуемый испытывает дефицит языковых средств, компенсаторные умения не сформированы.

Допущены грубые лексические и грамматические ошибки, существенно повлиявшие на решение коммуникативной задачи.

2

Экзаменационное задание практически не выполнено.

Речь постоянно прерывается длительными паузами.

Экзаменуемый испытывает дефицит языковых средств.

1

свернуть